Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика педагогических способностей.




Педагогические способности – сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием.

Условно (чисто рабочее деление) общих способностей 3 группы:

1 группа: дидактические способности (связаны с осуществлением информационной функцией учителя – передачей информации школьникам).

2. группа: организационно-коммуникативные (осуществление организаторской функции и общение).

3 группа: личностные способности (связаны, в основном, с осуществлением воспитательной функцией педагога).

Основной стержень педагогических способностей – расположенность к детям, которая пронизывает все стороны деятельности педагога. Это единственная педагогическая способность, отсутствие которой у педагога ничем компенсировать нельзя.

1 группа: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

1) СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ:способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2) ЭКСПРЕССИВНО - РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ: способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

3) АКАДЕМИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ - потребность педагога в постоянном углублении и расширении своих знаний (в области преподаваемого предмета, методической литературы, знакомства с опытом лучших учителей – новаторов).

4) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

Педагогу необходимо внимательно следить за содержанием и формой излагаемого им материала, и в то же время держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины, следить за своим собственном поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).

2 группа: ОРГАНИЗАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

1) КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ - определяются способностью педагога устанавливать, формировать у себя педагогически целесообразную позицию в отношении школьников, которая определяет стиль и тон его взаимоотношений с учащимися. Педагог должен воздерживаться от двух крайностей, двух полярных форм общения с учащимися:

1 позиция: основана на авторитете положения – постоянным подчеркиванием разницы положений, стремлением держать учеников на «дистанции», противостоянии учителя и учащихся, «мы» - учителя и «они» - школьники. Стиль и тон отношения к ученикам – холодный, высокомерный, требовательный, постоянное подчеркивание своего превосходства.

2 позиция: основана на «размывании» границ между учителем и учениками, на установлении псевдодружеских, даже фамильярных отношений.

Если раньше идеальный учитель воспринимался учащимися прежде всего как «преподаватель», то теперь как «авторитетная личность». С этой позиции педагог должен строить систему взаимоотношений с учениками: это контакт с детьми, основанный на отношениях сотрудничества, взаимоуважения; это способность общаться с детьми, быть для них близким человеком, не теряя авторитета старшего.

2) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ - это чувство меры в поведении и обращении учителя к учащимся, способность находить наиболее педагогически целесообразные меры воздействия на учащихся; умелое сочетание уважения к личному достоинству и разумной требовательности к нему; доверия и систематического контроля, проверки; способность устанавливать деловой и психологический контакт с учащимися, чуткость и эмпатия, способность чувствовать боль другого человека, прийти ему на помощь и сделать это так, чтобы не задеть, не унизить, не обидеть его болезненного порой самолюбия.

3) ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Проявляются в способности:

* организовать детский коллектив, сплотить его, наладить отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи.

* организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности - аккуратность, деловитость, четкость и точность, умение планировать деятельность и осуществлять самоконтроль.

4) СУГГЕСТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ - с латинского - «основанные на внушении», выражаются в волевом воздействии учителя на учащихся, в его способности предъявлять требования и добиваться их безусловного выполнения. Большое значение имеет уверенность в себе, чувство ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденность в своей правоте. Не последнюю роль играют тон и стиль речевого выражения требования (важно как сказать).

3 группа: ЛИЧНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ.

1) ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (перцепция - восприятие) - это способности учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а главным образом, его внутренний мир; это своеобразная проницательность, связанная с тонким пониманием личности ученика и его психических состояний.

2) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

3) СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ.

Можно выделить 2 подструктурных компонента:

1) Выдержку и самообладание (способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением).

2) Саморегуляция психических состояний - педагог должен владеть своим психическим состоянием, не являться рабом своего настроения, уметь управлять своими чувствами. От настроения педагога зависит психическое самочувствие учащихся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...