Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Порядок взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" На основании ст. 71 Конституции РФ и ст. 2ФЗ "О прокуратуре РФ" Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. Генеральная прокуратура РФ направляет свои усилия на взаимодействие и объединение усилий правоохранительных органов других государств на сдерживание и преодоление организованной, транснациональной преступности, иных правонарушений в сфере экономики, экологии, затрагивающих интересы России и других стран. В этих целях органами прокуратуры обеспечивается строгое соблюдение и исполнение требований международных договоров и соглашений в правовой сфере. Важным направлением данной работы является участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств. Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных судов. Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам. В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче ETS N 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.) с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках Содружества Независимых Государств Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).сПротоколом к ней 1997 г. При решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями прокуроры субъектов РФ, транспортные и другие специализированные прокуроры все сношения по этим вопросам должны осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ. Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера должно согласовываться с руководством Генеральной прокуратуры. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международное сотрудничество органов прокуратуры осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 15, ст. 46 Конституции РФ, ст. 2 настоящего ФЗ, Указа Президента от 26 октября 2004 г. N 1362 "О центральных органах РФ, ответственных за реализацию Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающейся правовой помощи". Россия подписала ряд межгосударственных соглашений и конвенций и имеет международные договоры со многими странами, согласно которым они оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством той или иной страны или договором. К таким документам относятся, в том числе: - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993); - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 07.10.2002 г.); - Договор между РФ и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига, 03.02.1993); - Договор между РФ и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19.06.1992 г.). Прокуратура РФ взаимодействует с компетентными учреждениями юстиции через свой центральный орган - Генеральную прокуратуру РФ. Наряду с международными договорами, деятельность прокуратуры по оказанию правовой помощи и обращениям за такой помощью к другим странам регламентируется также Соглашениями о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры. Такие двух- и многосторонние документы подписаны прокуратурой Российской Федерации с прокуратурами ряда стран СНГ и других государств: - Соглашение о сотрудничестве между ГП РФ и ГП Туркменистана (Москва, 25 марта 2009 г.); - Соглашение между ГП РФ и Прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве (Москва, 7 декабря 1995 г.);- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Молдова (Кишинев, 28 мая 1993 г.); - Соглашение между прокуратурой РФ и Генеральной прокуратурой Украины о правовой помощи и сотрудничестве (Москва, 21 мая 1993 г.); - Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Грузия (Москва, 20 мая 1993 г., Тбилиси, 24 мая 1993 г.);- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Республики Армения и Прокуратурой РФ (Москва, 15 января 1993 г.) и т.д. - Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Астана, 3 декабря 2009 г.) Соглашениями предусмотрено, что стороны оказывают правовую помощь по пересылке прокурорско-следственных материалов, в том числе архивных, по выполнению отдельных процессуальных действий, содействию в розыске лиц, совершивших преступления, этапированию арестованных лиц, рассмотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц и другим вопросам прокурорской деятельности. В целях надлежащей организации работы по исполнению международно-правовых норм, конвенций и договоров об оказании правовой помощи, осуществления правовых отношений с прокуратурой и иными компетентными органами зарубежных стран, действуют ведомственные нормативные акты. Об этом свидетельствует приказы Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации", от 3 июня 1993 г. N 18 "Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве". Между Россией и рядом стран заключены и действуют консульские соглашения, конвенции, договоры о выдаче преступников, иные международно-правовые акты, исполнение которых возлагается и на прокуратуру в пределах ее компетенции. Большое значение в международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры РФ имеет деятельность Координационного совета генеральных прокуроров государств участников Содружества Независимых Государств, созданному совместным решением генеральных прокуроров государств - участников СНГ 7 декабря 1995 года. Совет глав государств СНГ 25 января 2000 г. решил придать Координационному совету статус межгосударственного органа СНГ. Тогда же утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ. Активно Генеральная прокуратура РФ участвует в Консультативном совете европейских прокуроров. На заседании бюро совета был поднят вопрос о модернизации механизма выдачи лиц, объявленных в международный розыск. Международными актами предусматриваются нормы, в которых выделяется роль и значение прокуратуры в наиболее важных вопросах оказания правовой помощи и в правовых отношениях. Такая помощь оказывается путем составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертиз, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов. Правовая помощь оказывается и в иных формах, предусмотренных договорами или законодательством запрашиваемой страны. В необходимых случаях прокуратура вправе использовать возможности дипломатических представительств и консульских учреждений для проведения различных действий на территории стран, с которыми у России имеются об этом договорные отношения, либо если законодательство страны пребывания не препятствует проведению таких действий. Такая возможность предусматривается и в отношениях со странами, с которыми Россия заключила или соблюдает в порядке правопреемства договоры об оказании правовой помощи. По просьбе компетентных органов стран, с которыми Россия находится в договорных отношениях, Генеральная прокуратура РФ предоставляет сведения о действующем или действовавшем на ее территории внутреннем законодательстве и о практике его применения органами прокуратуры, а также запрашивает такую информацию в этих странах Органы прокуратуры вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по многим иным вопросам: о помощи в установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав граждан России; места работы и доходов, проживающих на территории запрашиваемой стороны лиц, к которым органами прокуратуры России или при их участии предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам. Значительны полномочия прокуратуры при выполнении международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. Прокуратура Российской Федерации также исполняет поручения компетентных органов стран, с которыми Россия состоит в договорных отношениях, осуществляет в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашиваемого государства. Генеральная прокуратура осуществляет в пределах своей компетенции прямые связи с соответствующими международными организациями, включая Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, Европолом, Интерполом и другими организациями. При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если: 1. просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим; 2. запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны; 3. преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи. Исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи. В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске). Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы. Осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов при выполнении поручений о проведении розыска, следственных действий, особенно тех, по которым требуется санкция прокурора - задержание, взятие под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи, если требование о выдаче не поступит в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания. Генеральная прокуратура России также в пределах своей компетенции решает вопрос об отсрочке выдачи, если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление, до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания. Указами Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1799 и от 18 декабря 2008 г. N 1800Генеральная прокуратура РФ назначена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января1999 г.), касающихся международного сотрудничества. Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению дальнейшего взаимодействия с созданной в рамках Совета Европы Группой государств против коррупции (ГРЕКО). Представители ГП РФ принимают участие в разработке проектов договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам, в т.ч. в работе по модернизации европейских конвенций о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ участвует в двусторонних и многосторонних межведомственных соглашениях и иных договоренностях о сотрудничестве с партнерами из 40 государств. В рамках таких соглашений и договоренностей сотрудничество осуществляется, в частности, путем обмена опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проведения семинаров, конференций и других совместных мероприятий. Соглашения последних лет предусматривают возможность проведения консультаций на этапах подготовки и исполнения конкретных запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам. Генеральная прокуратура РФ также принимает активное участие в мероприятиях по вопросам правового сотрудничества, проводимых по линии международных организаций и форумов, в частности, ООН, СНГ, Совета Европы, "Группы восьми", Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Совета государств Балтийского региона и Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Представители Генеральной прокуратуры РФ участвуют в работе Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали, которая рассматривает вопросы повышения эффективности консолидированного международного противодействия этому явлению. Российские прокуроры также участвуют в работе ряда международных неправительственных организаций, действующих в правовой сфере. В частности, Генеральная прокуратура РФ является коллективным членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |