Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание правовых средств прокурорского надзора




1. Полномочия прокурора – отражают способы действий, которые прокурор может использовать для решения задач.

2. Акт прокурорского надзора – письменный документ, отражающий решение прокурора, реализующий его полномочия, направленный на устранение и (или) нарушение закона. Это юридический факт, из которого возникает правоотношение (более 10 актов вообще: протест, представление, постановление, предостережение, заявление в суд, исковое заявление, письменное указание дознавателям, утверждение, согласие прокурора на процессуальном документе, требование, предложение, решение о согласовании (отказе) проведения внеплановой проверки ЮЛ или ИП)

3. Методы прокурорского надзора – механизм реализации правовых средств. Позволяет ответить на вопрос, как прокурор может использовать средства надзора + приемы действий прокурора, рекомендации и т.д. В теории принято говорить о ряде обязательных элементов методик прокурорского надзора:

· 1. Круг законов, за исполнением которых прокурор надзирает в соответствующем направлении;

· 2. Круг возможных нарушителей;

· 3. Круг типичных источников информации;

· 4. Круг типичных нарушений законов;

· 5. Особенности проведения прокурорской проверки;

· 6. Круг типичных актов прокурорского надзора, которые необходимо вынести при выявлении нарушения.

· Классификация

 

1. По цели правового средства:

· - Правовые средства, направленные на выявление нарушений закона (проведение прокурорской проверки)

· - Правовые средства, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона (опротестование, направление материалов в дознание)

· - Правовые средства, направленные исключительно на предупреждение нарушений закона (профилактические средства – дача согласия на проведение каких – либо действий, вынесение предостережения)

2. По форме реализации правового средства:

· - Реализуемые путем совершения действий и не требующие вынесения акта прокурорского надзора;

· - Реализуемые с обязательным вынесением акта прокурорского надзора.

3. По характеру воздействия на регулируемые прокурором общественные отношения:

· - Обязывающие правовые средства (подавляющее большинство средств)

· - Распорядительные правовые средства (обязательное выполнение требований прокурора – письменное указание дознавателю)

· - Приостанавливающие правовые средства (реализация таких правовых средств влечет приостановление деятельности поднадзорного субъекта – опротестование актов администраций ИУ)

4. По сфере применения правового средства:

· - Общие (универсальные) правовые средства – те, которые могут использоваться во всех или большинстве отраслей прокурорского надзора (внесение представления о нарушении закона, опротестование)

· - Специальные правовые средства – те, которые используются только для отдельных отраслей прокурорского надзора (утверждение обвинительного заключения следователя)

ВОПРОСЫ 12-15

Статья 23. Протест прокурора

 

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

 

Статья 24. Представление прокурора

 

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

 

Статья 25. Постановление прокурора

 

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

 

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

(часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

16.Полномочия прокурора, направленные на выявление и устранение нарушений законов. Привлечение специалистов к проведению проверок.Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий: •по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении; • по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; -требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной); • в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; • приносит протесты на противоречащие закону правовые акты; -обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными. Право прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону признано несоответствующим Конституции РФ, соответственно суды общей юрисдикции лишены полномочия признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным; • вносит представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона; -обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан; • Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.           Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

17.Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Требование прокурора.Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Преимущество правового положения органов прокуратуры заключается в возможностях прокурора непосредственно влиять и добиваться устранения из нормативных правовых актов коррупционных факторов путем внесения в соответствующий орган или должностному лицу обязательного к исполнению требования об изменении принятого нормативного правового акта, доработке проекта нормативного правового акта, а также посредством направления заявления в судебные органы.Другие субъекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (федеральный орган исполнительной власти в области юстиции и его территориальные органы, независимые эксперты и др.) подобным объемом полномочий не наделены.Однако не только значительные полномочия при проведении экспертизы, но и сфера их применения определяют особую значимость результатов антикоррупционной деятельности органов прокуратуры.Круг вопросов, регулируемых нормативными правовыми актами, по которым прокурор вправе проводить антикоррупционную экспертизу, весьма широк и многообразен.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
С учетом правозащитной функции органов прокуратуры особо тщательной проверки заслуживают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.Об этом свидетельствует и практика надзора за соблюдением законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов.Проводимые обобщения результатов работы органов прокуратуры Тамбовской области по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (их проектов) свидетельствуют, что наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется прокурорами в нормативных правовых актах и их проектах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражается в широте дискреционных полномочий, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав и др.

18Понятие предмета и пределов прокурорского надзора.Предмет прокурорского надзора за исполнением законовв соответствии с Законом о прокуратуре включает: 1) соблюдение Конституции РФ и 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.Определяя предмет прокурорского надзора, Закон о прокуратуре называет только соблюдение Конституции РФ.Однако на территории субъекта РФ действуют конституции и уставы субъектов РФ, имеющие высшую юридическую силу, распространяемую на территорию субъекта РФ. Это обстоятельство обусловливает возможность включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.Пределы прокурорского надзораопределяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.Согласно Закону о прокуратуре прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных правовых актов объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы, а прокуроры не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

 

 

19 Отрасли прокурорского надзора: понятие, виды. согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра:

· надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...