Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прокурорский надзор за исполнением законов. Предмет и полномочия прокурора.Организации надзора за законностью правовых актов
Предмет этого направления прокурорского надзора очень широк (поэтому данное направление часто называют «общим надзором»): к нему относится чрезвычайно большое число самых разных правовых актов, которые трудно классифицировать именно в силу их многочисленности и разнообразия. Закон о прокуратуре содержит перечисление видов объектов данного направления. Итак, объекты надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – это: 1. Федеральные министерства. 2. Государственные комитеты. 3. Государственные службы. 4. Иные федеральные органы исполнительной власти. 5. Представительные органы государственной власти субъектов РФ. 6. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. 7. Органы местного самоуправления. 8. Органы военного управления.
22Предмет и полномочия прокурора по надзору надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.Данное направление прокурорского надзора нацелено на соблюдение норм Конституции РФ и действующего законодательства. Специфика этого направления непосредственно определяется специфическими особенностями той сферы правовых отношений, которая связана с правами и свободами гражданина. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод гражданина – исполнение многочисленных законодательных актов, входящих в сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина. Поскольку такие акты весьма разнообразны и их очень много, предмет данного направления очень широк. Это направление прокурорского надзора имеет приоритетный характер, поскольку служит одним из важнейших средств реализации всей политики государства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и другими действующими законами. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод определены в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»: «При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего федерального закона».
23Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предмет надзора и полномочия прокурора Специфический комплекс законов, регулирующий основные права и свободы граждан, отбывающих наказание за совершенные преступления, четко регулирует правовое положение лиц, вина которых в совершении преступления установлена судом. В правовом государстве соблюдение прав и свобод таких лиц имеет не меньшее значение, чем защита интересов законопослушных граждан. Отражением политики государства в этой сфере служит тот факт, что прокурорский надзор в этой области правовых отношений выделяется в отдельное, весьма важное направление. Этим подчеркивается тот существенный принцип, что режим законности един – он безусловно распространяется не только на сферы предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности, но и на сферу наказания за совершенные преступления. Также прокурорский надзор осуществляется, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ», в сфере исполнения тех законов, которые защищают права и свободы подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления лиц. В случае задержания или заключения под стражу обвиняемых или подозреваемых лиц их вина еще не установлена и не доказана в судебном порядке. На этом этапе прокурорский надзор призван гарантировать законность ограничения прав и свобод граждан, а также устранять любые обнаруженные нарушения законности. Как и в других случаях, в данном направлении прокурорского надзора неразрывно сочетается решение двух основных задач – защиты государственных интересов и прав и свобод отдельных граждан.
24Организация прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на труд.
25Обращение прокурора с иском (заявлением) в суд общей юрисдикции. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции по первой инстанции в порядке ст. 45 ГПК РФ: его роль, основные права и обязанности.обращение прокурора в суд общей юрисдикции в порядке статьи 45 ГПК РФ Одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений законности является обращение прокурора в суд. Такая форма применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение). ГПК РФ (ч. 1 ст. 45) предоставляет прокурору право предъявлять в суд три группы исков: в защиту государственных (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), общественных (неопределенного круга лиц) и частных (граждан) прав, свобод и законных интересов. Предъявление иска в защиту частных интересов граждан предоставлено прокурору законом. Такой спор носит частноправовой характер и его разрешение, безусловно, должно осуществляться в порядке искового производства. Значительная часть предъявляемых прокурорами исков содержит требования к частным лицам о выполнении содержащихся в нормах публичного права предписаний. В числе предъявляемых прокурорами исков такого рода можно отметить иски о выполнении требований пожарной безопасности, норм законодательства об охране окружающей среды, правил благоустройства, градостроительных норм и др. В основе таких дел, передаваемых для разрешения в порядке искового производства, лежат публичные правоотношения, а предъявляемые прокурором требования преследуют цель выполнения обязанными субъектами административно-правовых предписаний, содержащихся в нормах публичного права. Реализация публично-правовых норм, обязывающих участников правоотношений совершать какие-либо действия или воздерживаться от них, осуществляется соответственно в форме исполнения или соблюдения. Такие формы реализации обеспечиваются установлением санкций за неисполнение требований, содержащихся в нормах-предписаниях, или за нарушение норм-запретов. Специально-юридическими гарантиями обеспечения законности в публично-правовой сфере являются государственный контроль и надзор, осуществляемые в предусмотренных законом формах. Система государственных органов исполнительной власти включает целый ряд структур, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в различных сферах публичных правоотношений (федеральные службы по техническому и экспортному контролю, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по надзору в сфере природопользования и др.). Общий надзор за законностью в публично-правовой сфере возложен на прокуратуру. Возможность предъявления прокурорами исков в защиту государственных или общественных интересов зависит от характера спора. Если спор носит частноправовой характер, право на предъявление иска у прокурора есть. Если требование основано на отношениях власти и подчинения, оно должно рассматриваться в рамках иного судебного порядка (в порядке административного судопроизводства). Наличие иного судебного порядка рассмотрения дела исключает возможность принятия искового заявления к производству (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК), а если гражданское дело все-таки было возбуждено, служит основанием для прекращения производства по нему (ст. 220 ГПК).
27Порядок и сроки обжалования прокурором судебных постановлений по гражданским делам в апелляционной инстанции.Апелляционное производствопо обжалованию решений и определений мировых судей.На решение мирового судьи, не вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.Апелляционное представление может быть подано прокурором в течение десяти дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.Апелляционное представление подается в районный суд через мирового судью и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию апелляционного представления.Апелляционное представление подписывается прокурором.Апелляционное представление и приложенные к нему документы представляются в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.Прокурор вправе отозвать апелляционное представление до принятия решения или определения районным судом.Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.Прокурор участвует в рассмотрении дела апелляционной инстанции в случае принесения апелляционного представления или если он участвовал в суде первой инстанции.Постановление районного суда апелляционной инстанции принимается в форме апелляционного решения, которое заменяет полностью или в части решение мирового судьи или определения.Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Участие прокурора при исполнении судебного решениясвязано с осуществлением прокурорского надзора за законностью и своевременностью исполнения решений по гражданским делам.Проверка исполнения судебных решений осуществляется прокурором в связи с поступившими жалобами заинтересованных лиц. ГПК РФ предоставляет прокурору право принести жалобу в суд на действия судебного пристава-исполнителя.Деятельность прокурора в стадии исполнения решения суда по гражданским делам связана с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
28Порядок и сроки обжалования прокурором судебных постановлений по гражданским делам, вступивших в законную силу. 29Обращение прокурора с иском (заявлением) в арбитражный суд. Сущность участия прокурорав рассмотрении арбитражных дел судами. Работа прокуратуры по использованию полномочий в арбитражном процессе обусловлена самостоятельным направлением прокурорской деятельности, ролью прокуратуры в защите государственных и общественных интересов, в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.В соответствии с АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.Участие прокурора в арбитражном процессе – действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов, наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.Правовую основуучастия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами составляют Закон о прокуратуре РФ; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; АПК РФ; приказ Генерального прокурора РФ «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»; информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие АПК РФ» и др. Формами участия прокурорав рассмотрении арбитражных дел судами являются: · возбуждение дела по основаниям, предусмотренным АПК РФ, и участие в его рассмотрении. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы; · вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, однако не имеет специальных прав сторон. Полномочия прокуроравключают права: • знакомиться с материалами дела; -делать выписки из них, снимать копии; -заявлять отводы и ходатайства;-знакомиться с доказательствами, представлять доказательства; • давать объяснения суду в устной и письменной форме; -делать заявления; -обжаловать судебные акты в апелляционном и кассационном порядке; • вносить представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и др.Прокурор обязан добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами.
30Основания и формы участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами.Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам, может изменить предмет или основания иска, обязан его обосновывать и доказывать и т.д.Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. Отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения. Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процессас процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. К иску прокурора не применяется требование об уплате государственной пошлины и принятия мер к непосредственному досудебному урегулированию спора. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, имеет лишь процессуальный интерес в решении спорного правоотношения.Учитывая действие принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору; к нему не может быть предъявлен встречный иск (материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело).В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Обязанности прокурорав арбитражном процессе: • обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов в соответствии с требованиями законодательства; • ставить вопрос о применении мер по обеспечению иска; • принимать участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях; • позицию определять в соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон;-своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения; • использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений арбитражных судов по делам по искам прокуроров.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |