Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неклассическая европейская философия XIX века.
Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям: -Иррационализм - убеждение, что мир невозможно выразить только с помощью рациональных форм и способов познания. - Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания. - Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания. - Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике. - Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.
Немецкая философия в XIX веке Можно выделить такие явления немецкой философской мысли 19 века: - Психологизм и реализм (Я.Фриз, И.Гербарт). - Идеалистические учения ( В.Вундт, Р.Лотце, Г.Фехнер ). - Материализм ( Л.Фейербах, Э.Гегель). - Пессимизм ( А.Шопенгауэр, Э.Гартман). - Имманентная философия ( В.Шуппе, И.Ремке). - Позитивизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Риль). - Индивидуализм ( М.Штирнер, Ф.Ницше). - Неокантианство (О.Либман, Г.Риккерт, В.Виндельбанд).
Философский пессимизм А.Шопенгауэра (1788-1860)
Исследователи называют философию Артура Шопенгауэра "вселенским пессимизмом" из-за скептической и мрачной оценки им роли и места человека во Вселенной: ничем не обоснованная гордыня возвела человека на престол, им не заслуженный. Сам человек - это всего лишь вид плесени, - утверждает Шопенгауэр, - обладающей разумом и возомнившей о себе как центре мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и он исчезнет, не оставив после себя никаких следов. Сущность познавательной деятельности определяется у Шопенгауэра волей и выступает в качестве средства самосохранения рода, наряду с другими подобными средствами. Но если человеку удается освободить познание от этой служебной роли, то оно становится искусством. Только искусство может вскрыть сущность воли, показать человеку его истинное предназначение. Философия, если она хочет отвечать своему предназначению, должно уподобиться искусству, а философ - художнику.
Фридрих Ницше (1844-1900)
Фридриха Ницше считают родоначальником "философии жизни", философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Главная проблема творчества Ницше - это выяснение того, как человек может жить в условиях, когда "Бог умер" (Это его буквальная характеристика состояния культуры). Составляющие этой проблемы: идея "воли к власти", "сверхчеловека", "вечного возвращения".
Концепция культуры у Ницше Помимо науки существует такой вид интеллектуальной деятельности, как искусство. Оно гораздо ближе жизни, и на начальных этапах истории играет первостепенную роль в обществе. В дальнейшем это соотношение изменяется в пользу науки. В конце концов, жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, становится полностью демистифицированным, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Таков диагноз Ницше.
Ницше о причинах кризиса культуры
Учение Ницше о "сверх-человеке"
Экзистенциализм Термин "экзистенциализм" буквально, в переводе означает: "учение о существовании". Под философским экзистенциализмом понимают учение, которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Главное в экзистенциализме - это утверждение, что существование человека предшествует его сущности.
Сёрен Киркегор (1813-1855)
Киркегор, впервые употребивший понятие "экзистенции" для характеристики сущности человеческого бытия, утверждал, что экзистенция не может быть понята посредством абстрактных логических категорий. Наука ничего не может сказать о сущности человека. Экзистенция - это внутреннее, постоянно переходящее во внешнее, предметное бытие. Но предметное бытие выражает "неподлинное" существование человека. Чтобы обрести экзистенцию или "подлинное" бытие, нужно пройти путь, который Киркегор назвал экзистенциальной диалектикой. Этот путь состоит из трёх ступеней диалектического восхождения: - Эстетической; - Этической; - Религиозной.
26. Экзистенциализм (Жан Поль Сартр и Мартин Хайдеггер).
Экзистенциализм есть прежде всего онтология. Этим он отличается от большинства философских учений прошлого и настоящего, тяготевших в сторону теории познания. Экзистенциальное мышление разворачивается исключительно в сфере бытия, а все остальные проблемы приобретают второстепенное значение.
Ж.-П.Сартр прямо заявил: "Хочешь быть философом - пиши романы". Формы экзистенциализма * Религиозный, как правило, христианский, экзистенциализм. Его сторонники, в поисках детерминант человеческого бытия, "Иного", от которого зависит обретение человеком своего "Я", обращаются к Богу. Представлен К.Яспером, Л.Шестовым, Г.Марселем. Экзистенциализм был очень популярен в Европе после второй мировой войны, оказал стимулирующее влияние на философию. Он удачно сочетался с феноменологическим и герменевтическим методами. Свидетельством общественного признания экзистенциализма может служить то, что ведущие его авторы - А.Камю и Ж.П.Сартр были удостоены Нобелевских премий.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |