Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историко-культурные предпосылки возникновения философии.Стр 1 из 22Следующая ⇒
Мировоззрение и его структура. Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности. Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.). Каждая личность обладает своим мировоз., но говоря так мы понимаем человека вне общества, культуры, группы. Т.е. обязательно надо добавлять общечеловеческий уровень существования: индивидуальный(мировоззрение у каждого свое), социальной группы(каждая личность – чел имеющий опр. возраст, пол, национальность, религию и т.д), общечеловеческий(т.е наука оказывает влияние на человека(научное знание)).Сейчас очень модно говорить об общечеловеческих ценностях. Человеческая жизнь-ценность-любовь, свобода, независимо от того к какой культуре принадлежит. Мировоззрение –это осн содержание сознания, а сознание оно как матрица, поэтому рассм структуру: вкл три компонента – чувственно-эмоциональный, рациональный(разумный), волевой. В мировоззрении мы также выделяем эти же компоненты- мироощущение(мировосприятие) относиться к миру на чувственном уровне; миропонимание- к нему отн система рац знаний(в том числе и научных) система логического обоснования мировоззрения; психологические установки т.е убеждения, волевые устремления людей. Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью. Мировоз всегда исторически, социально и культурно обусловлено, и в зависимости от принадлежности к какой-либо эпохи истории в миров выделяют исторические типы: 1. первобытное/мифологическое 2. м. древнего мира/античное 3. средневековое м. 4. м. ренессанса/эпохи возрождения 5. м. Нового времени/ эпохи просвещения 6. м. Новейшего времени/ современности. Периодизация философии основана на периодизации мировозр. Мировоз существует в неск формах - по способу описания и познания: - Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности. - Образно-символическое (к нему отн. миф и религия, в которых человек познает окр мир и выражает свои знания с помощью символов и абстрактных образцов) - Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Онавозникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечествов форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такиеглобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященныеустройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялосьразличным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможнымиспытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особоеместо занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретенииремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного. Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля(книга «Первобытное мышление»): - Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира) - Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира). - Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого. На основе и в недрах мифологического мировоззрения возникли более поздние мировоззрения-религия и философия. Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны: вера в сверхъестественное(духи,боги); определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой(религиозные переживания); система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество). В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры. Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия). 3 подхода к философскому знанию: - Позитивистско-сциентистский (философия – это наука)так утверждали позитивисты и марксисты-Право на существование имеет научная философия, опирающаяся на научные знания о мире и имеющая реальное практическое значение. - Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству)Экзистенциалисты (Нитше) утв что философия явл образом жизни, особым видом творч деятельности, которую невозможно учить. - Культурно-исторический (философия – это теоретическое мировоззрение)согласно которому философия – теор форма существования мировоззрения. =>Философия система теор знаний о мировоззрении. А изучать ее нужно чтобы понимать, анализировать разл виды и формы мировозр.
Историко-культурные предпосылки возникновения философии. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Греции. Предпосылки: - В процессе разрушения первобытной общины, коллективное родовое сознание постепенно уступало место инд сознанию и самосознанию человека.Это имело важное значение для возникновения философии, т.к. философское творчество индивидуально. Оно возникает когда человек пытается осмысливать мир самостоятельно, независимо от существующей религиозно-мифологической традиции .Формирование индивидуального самосознания и развитие свободомыслия, без которого не возможно философское творчество. - Отделение умственного труда от физического => возникновение в обществе людей занятых преимущественно интеллектуальной деятельностью .Именно эта группа людей произвела философов. Третье разделение труда – отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых духовным производством. - Третья предпосылка связана со 2 – Ускорение развития абстрактного мышления, без которого не возможно возникновение теор философского знания. Прогресс в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности. Предмет философии. Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет. В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении. Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий». Предметное деление философии: - История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости) - Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования) - Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания) - Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения) - Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития) - Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни) Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |