Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпиризм и философия Нового времени(Ф. Бекон ,Т .Гоббс, Д .Локк)




Эпистемология (гносеология) – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

 Вопросы гносеологии: Что я могу знать? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании?

 Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание.

 Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Выделяются обыденные и научные знания. Познание различается и своим предметом. Познание различается и своим предметом: природа, человек, общество, культура, религия.

Эмпирическое познание.

1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;

3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова “чувство”, правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. 

Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

 

1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

2) Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

 

Рационализм Нового времени(Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц)

Рациолизм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания.

Основоположники – Декарт, Спиноза, Паскаль, Лейбниц.

Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое.

Дедукция переход от общего к частному.

Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения».

Дедукция это ключевой метод всех рационалистов.

Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки.

Четыре правила метода Декарта:

1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины.

2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны.

3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части.

4. Правило проверки.

Постулаты Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Единственным гарантом существования человека являются его мысли. Центром существования человека является сознание моего Я.

Декарт открывает субъект и помещает его в центр, который противопоставлен объекту.

«Я» по Декарту это активное начало, которое противопоставлено косвенному. Главным субъектом становится человек, а объектом - природа.

Субъект это всегда процедура противопоставления себя к окружающему миру, подтверждающая собственное существование, процесс само идентификации. Субъект сочетает два качества: разум и воля. Субъект это не тот, кто понимает, но и тот, кто делает.

По Декарту мир делится на две части или субъекта:

1. субстанция мыслящая (субъект)

2. субстанция протяженная (природа или материя)

Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга.

Учение Декарта - «Дуализм».

«Мысль это, то что не может быть изменено».

Б. Спиноза.

Большую часть своей жизни провел в Голландии.

Главная работа – «Этика написанная геометрическим способом».

Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя.

На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум.

Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Основное понятие Л. - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий.

Выделяет следующие принципы:

1. принцип индивидуальности. Монада не зависит не от кого.

2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...