Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпиризм и философия Нового времени(Ф. Бекон ,Т .Гоббс, Д .Локк)
Эпистемология (гносеология) – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. Вопросы гносеологии: Что я могу знать? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании? Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Выделяются обыденные и научные знания. Познание различается и своим предметом. Познание различается и своим предметом: природа, человек, общество, культура, религия. Эмпирическое познание. 1) ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств; 2) восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений; 3) представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Все эти способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова “чувство”, правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Теоретическое познание. Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления:
1) рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты; 2) разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер. 2) Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Рационализм Нового времени(Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц) Рациолизм - фил-ое направ-е, к-ое принимает разум за основу жизни и познания. Основоположники – Декарт, Спиноза, Паскаль, Лейбниц. Они отдают предпочтения разуму перед опытом. С помощью опыта мы познаем часть, а не целое. Дедукция переход от общего к частному. Работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические рассуждения». Дедукция это ключевой метод всех рационалистов. Ключевая задача Декарта – найти связь философии и науки. Четыре правила метода Декарта: 1. правило ясности и очевидности. Цель любого учения – нахождение ясной и очевидной истины. 2. Правило анализа. Всякую проблему нужно разбивать на такое кол-во частей пока эти части не станут, ясны и самоочевидны. 3. Правило синтеза. Следует объединять истины, открывшиеся при дроблении проблемы на части. 4. Правило проверки. Постулаты Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Единственным гарантом существования человека являются его мысли. Центром существования человека является сознание моего Я. Декарт открывает субъект и помещает его в центр, который противопоставлен объекту. «Я» по Декарту это активное начало, которое противопоставлено косвенному. Главным субъектом становится человек, а объектом - природа. Субъект это всегда процедура противопоставления себя к окружающему миру, подтверждающая собственное существование, процесс само идентификации. Субъект сочетает два качества: разум и воля. Субъект это не тот, кто понимает, но и тот, кто делает. По Декарту мир делится на две части или субъекта: 1. субстанция мыслящая (субъект) 2. субстанция протяженная (природа или материя) Эти субстанции существуют неравномерно друг от друга. Учение Декарта - «Дуализм». «Мысль это, то что не может быть изменено». Б. Спиноза. Большую часть своей жизни провел в Голландии. Главная работа – «Этика написанная геометрическим способом». Спиноза является сторонником Декарта. Он вводит классическое определение субстанции. Субстанция есть то, что является причиной самого себя. На самом деле существует одна субстанция – Природа и Бог (Пантеизм). Бог по Спинозе – философский Бог мышления. Главное в человеке это разум. Лейбниц. По Лейбницу сущ-ет то, что имеет на то основание. Этим законом Лейбниц оправдывает Бога. Этот мир явл-ся наилучшим из всех возможных миров, потому что он создан богом, а бог ничего не дает без основания. Основное понятие Л. - МОНАДА - это единица существования, духовный атом природы, динамичная сила бытия, зеркала мира. Монад бесконечно много и они закрыты друг для друга. Монады - источники бесконечно малых, бессознательных восприятий. Выделяет следующие принципы: 1. принцип индивидуальности. Монада не зависит не от кого. 2. Принцип уникальности. Каждая монада уникальна. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |