Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древнеиндийская философия, школы, представители




Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.

 

Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

 

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц. функции философии.

Специфические черты философии:

 * Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;

 * Явялется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;

 * Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;

 * Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);

 * Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;

 * Субъективна;

 * Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;

 * Изучает не только предмет познания, но и его механизм;

 * Доктринна, но в то же время постоянно развивается;

 * Опирается на категории - предельно общие понятия.

Предмет Ф.:

 * Разделы:

 - Онтология (учение о бытии);

 - Гносеология (учение о познании);

 - Человек;

 - Общество;

 * Частные вопросы:

 - Сущность бытия;

 - Происхождения бытия;

 - Материя и её формы;

 - Сознание (происхождения и природа);

 - Бессознательное;

 - Душа, духовный мир человека;

 - Природа;

 - Различные сферы жизни общества;

 - Экология, проблемы выживания;

 - Познание;

 - Фил. категории;

 - Диалектика и её законы;

Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:

 * Основные методы:

 - Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;

 - Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

 - Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;

 - Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;

 - Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;

 - Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

* Методы-направления Ф.:

 - Материалистический - действительность воспринимается как реально существующая материя, первичная субстанция, а сознание - проявление материи;

 - Идеалистический - в качестве первоначала и определяющей силы выступает идея, а материя - её производная, воплощение;

 - Эмпиризм - в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания;

 - Рационализм - истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Философия имеет следующие функции:

 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

Древнеиндийская философия, школы, представители

В Индии существовало 4 Веды: Ригведу (Веда гимнов), Самаведу (Веда напевов), Яджурведу (Веда жертвенных формул) и Атхарваведу (Веда заклинаний).

 

В Индии важную роль играли духовные практики:

1.Продолжение мифологических традиций( создание корана, более низкой веды, в ней воплощались обыденные знания, они были доступны и женщинам)

2.Творческая переработка( отсеивание смыслов, поиск новых литературных форм трансляции этого знания, в частности, начиная с 6 века до н.э. появился жанр, в котором было Упани- Шады, фиксировались философские знания, они были доступны только избранным)

 

Особенность индийской культуры: они не разделяли в своей жизни теорию и практику

 

Сутра- это иносказательная нить, в ней зарифмованы основные идеи. Интерпретация Сутра- Бхашья была свободой творчества.

 

Жертваи ее получатель являются одним и тем же объектом.

Мир состоит из 14 районов. Джан равен 16 км.

 

Единица космического времени- это день творца Брахма, который равен 432 млн лет.

Самый большой из всех существующих циклов — это период существования нашей Вселенной — День Брамы. Затем следует более короткие циклы, внутри которых — еще более короткие и т.п.

Циклы, о которых сейчас пойдет речь, длятся от 5 до 12 тысяч лет. Это Крита-юга( или статья- юга), Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Эти юги повторяются.

 

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.

 

а) Ортодоксальные философские школы - признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед.

б)Неортодоксальные школы - не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...