Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ортодоксальные философские школы




1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)

2. Миманса (VI в. до н.э.)

3. Санкхья (VI в. до н, э.)

4. Ньяя (II в. до н. э.)

5. Йога (II в. до н..)- Ее основателем был мудрец Патанджали (П в. до н.э.)

6. Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)

 

Неортодоксальные философские школы

1. Джайнизм (VI в. до н. э.)

2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)

3. Чарвака-локаята.

 

Основные черты индийской философии

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху.

Учения:

буддизм; (будда) религиозно-философское учение о духовном пробуждении,

джайнизм; религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

чарвана-лакаята.

Ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

йога; (патанджали)

веданта;

вайшешика; (улука)

ньяя(Готама/Гуатама)

миманса;

санкхья.(капила)

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

 

Буддийские школы и суть обсуждаемой в них проблематики

Буддизм возник в 7-6 в.в. до н.э. Основный смысл буддизма выражен в учении Будды, основателя учения, о "четырех благородных истинах", или в "истинах о страдании". Первая истина: "жизнь есть страдание". Вторая: "страдания следуют за желанием". Третья: "путь избавления от страданий – путь избавления от желаний". Четвертая: "путь избавления от желаний – следование учению буддизма".

Общей с философией джайнизма в буддизме является вера в возможности человека собственными силами организовать свою жизнь, без помощи потустороннего. Такие возможности, согласно буддизму, есть у каждого человека, люди равны. Нет низших или высших категорий людей.

При всем различии философских школ Древней Индии общим для них было мифологическое мировоззрение, отраженное в Ведах. Философские школы либо признавали, либо не признавали авторитет Вед, однако все они так или иначе выражали свое отношение к ним, и все философские воззрения строились именно в соответствии с Ведами. В Ведах высказаны первые философские суждения о Вселенной и человеке, о сомнении и знании.   

Мифологическая стадия индийской культуры отражена в Древнеиндийском памятнике Ригведа. Ригведа - один из самых первых памятников философской культуры человечества. Уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов. Откроем тексты Ригведы.

Основные философские идеи этой книги можно свести к трем тезисам: во-первых, это сомнения в существовании богов; во-вторых, это идея единства бытия; в-третьих, это мысль о единстве происхождения бытия.

Первый тезис отражен в строках Ригведы так.

"Состязаясь, спойте прекрасную песнь,

Восхваляющую Индру (песнь) истинную, если она; истинна.

“Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его? Кого воспевать нам?”

Второй тезис – о единстве бытия:

" Един Огонь, многоразлично возжигаемый,

Едино Солнце, всепроникающее,

Едина Заря, всеосвещающая,

И едино то, что стало всем (этим).

Незнающий, я спрашиваю мудрецов, которые знают, -

как неразумный для получения знания:

“Чем было то Единое, которое в нерожденном воображении

создало и утвердило прочно шесть направлений мира?...

Его называют Индрой, Митрой, Варуной, Агни, а также

небесной птицей Гарутман.

Бытие едино, мудрецы же называют его различно:

Агни, Яма Матаришван”.

Третий тезис посвящен Пуруше (одно из имен бога Брахмы) и идее единства происхождения Вселенной и человека.

"Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша...

Пуруша - это вес, что стало и станет ...

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?

Брахманом стали его уста, руки - кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст - Индра и Агни, из дыхания возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

Из ног - земля, страны света - из слуха.

Так распределились миры".

По древнеиндийской мифологии Пуруша - это и бог, и первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, “Я”. Пуруша выступает в роли материального “заполнителя” Вселенной. Большие размеры, он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он “знаток вед”, в него “вложена мысль”. Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.

Итак, философские школы Древней Индии, как мы видели, размышляли об устройстве Вселенной, о происхождении и судьбе человека, о возможностях познания мира. В основном, это были религиозно-мифологические представления. Согласно им, сливались в единую сущность Бог и Вселенная, человек и мир. А средствами познания этого мира были Веды, религиозно-этические тексты. Названные проблемы - главные проблемы метафизической стадии индийской культуры и философии.

 

Основные идеи в учении конфуция

Школа конфуцианство- учение, которое было источником, форсирующим все школы древнего Китая

У Конфуция было около 70 учеников. После смерти Конфуция его ученики создали книгу Лунь-юй, которая отражала основные положения учения. Но эта книга была сожжена, после снова восстановлена.

Основные положения:

•Государство- семья( сыновья почтительность и отцовская любовь)

•Удерживать людей в повиновении, сдерживать страсти( ритуал- господин моих желаний, ритуалы приводят людей к согласию

 

Следует воспитывать 5 добродетелей у правителя:

1.Доброте не быть расточительной

2.Принуждал к труду не вызывать гнева масс

3.Желание быть не алчным

4.В величие не оставаться гордым

5.Вызывать к себе почтение, не основываясь на жестокости

 

Следует искоренять 4 качества у правителя:

1.Грубые просчеты в правлении(жестокость)

2.Спрашивать сперва не предупреждал об этом( грубость)

3.Настаивать на быстром окончании работы, прежде дав указание не спешить( разбой)

4.Не дать награду пообещав ее заранее( жадность)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...