Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кант-родоначальник немецкой классической философии
Родоначальником классической немецкой философии является И. Кант (1724-1804 гг.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г.), Кант выступал как крупный ученый - астроном, физик, 'географ. В работах этого периода он проявил себя как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Собственно философия Канта сформировалась во второй критический период, когда им были опубликованы работы "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790). В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма - философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Предшественник агностицизма -скептицизм - философское направление, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения. По утверждению Канта, имеется два ствола человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", или "вещи самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. "Вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами объект, всегда есть лишь сторона объекта, "вещи самой по себе". Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: "Что я могу знать?", "На что я смогу надеяться?", "Что я должен делать?". На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на второй - религия, на третий - мораль. В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает индивида действовать не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям. Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе". Философское учение Фихте. Иосиф Готлиб Фихте. Фихте – избираемый ректор Берлинского университета, не дожив до 50 лет, погиб в партизанском отряде. Основатель активного подхода к проблемам познания. Человек познает мир в ходе активной деятельности. Основные категории философствования Фихте – это: "Я" – так он обозначил действительность человека с его духовным горизонтом. "Не Я" – мир окружающий человека. По Фихте, человек в ходе активной деятельности пытается понять все больше в окружающем мире и конечная цель – разумом охватить весь мир (Я=Не Я). В последствии такая активная позиция фактически получила развитие в неклассицизме.
Философская эволюция взглядов Шеллинга. Шеллинг учился вместе с Гегелем в духовной семинарии. Шеллинг на несколько лет моложе Гегеля. Основные идеи, на которых была построена философия Гегеля, впервые были высказаны Шеллингом. Шеллинг, например, выдвинул идею тождества бытия и сознания. Но Шеллинг говорил, что сознание до такого уровня тождества может и не дотянуться. У Гегеля это выступает в качестве абсолютного духа. Шеллинг особый акцент сделал на интеллект интуиции в ходе познания. Он поставил проблему интеллектуальной интуиции сознания тождественно бытию. Шеллинг указал на то, что сознание, тождественное бытию, отражает гармонию бытия и важно знать эту гармонию. Шеллинг написал работу "Натурфилософия" где много удачных моментов по поводу диалектики природы. В творчестве Гегеля это отразилось в следующем: сознание, тождественное бытию – абсолютный дух. Натурфилософия у Шеллинга – это инобытие у Гегеля. Современная научная и философская концепция глобального коэволюционирования (совместного эволюционирования всех подсистем мира в ранних эволюциях систем мира). Современная идея фактически отражена в натурфилософии Шеллинга. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |