Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фил антропология. Проблема чел в соврем. фил. Био, соц, дух.в человеке.




Проблема чел-ка в фил. Античность. Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье. Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время. Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем.клас.фил-я: предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ: бессознат. Неоклассич.фил-я: воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон).

Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии.

Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор. Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде. Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека. С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д. 

 

 

Проблема познаваемости мира в фил-и. Вера и знание.

Проблема познаваемости мира как обратная сторона основного вопроса фил.(о соотн. матер. и дух.). «Познаваем мир или нет?» - один из основ. вопросов фил. Все матер-ты признают познав-ть мира. Признают ее и объектив. идеалисты(мир вторичен, произволен от духа, некой идеи, однако он познаваем). Агностицизм – идеалист.учение, отриц. возм-ть познания мира и его закономерностей. Сторонники скептицизма же не отрицают принцип.познаваемости мира, но выр-т сомнение в достовер-ти наших знаний.

Соврем. фил-я исх. из того, что рац. постижение мира выступает необх. и опред. условием целенаправленной деят-ти человека и общества. Мир познаваем, а познание есть процесс обогащения чел-ка новым знанием. Этот процесс бесконечен. В системе познав.деят-ти вед. роль играет научное познание.

Концепции. 

Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм(Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно.

Вера и знание.1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р.

Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. История. Тертуллиан: выступал против разума( "Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, т.к. все знания произошли от бога. Русская религ.фил-я. "Цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства вкл. чувств. опыт, рац. мышление, эстет. и нравств. опыт и религ. созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). Бердяев: вера и знание не мешают др. др, ни одна из них не может заменить др.. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения. Знание есть вера, вера есть знание.

Т.о., познание истины есть процесс, опир. в равной мере на веру и знание, а научная истина опир. на все формы культуры.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...