Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
На разл. этапах развития общ-ва на фил. возд-т разл. соц. факторы, определяя особ-ти фил. на каждой ступени общ.развития, в целом определяя истор. хар-р философии: переход от одной истор.формы к др. Основанием для периодизации западноевроп. фил. является периодизация общеистор. развития общ-ва: опред. период развития общ-ва равен опред. периоду развития фил.Этапы в развитии философии: 1)античная ф. (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.); 2)средневек. Ф. (3 – 14 вв.); 3)ф. эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.); 4)ф. 17 века (Эп. реформации); 5)ф. 18 века (Эп. просвещения); 6)ф. 19 века: а) классич. нем. Ф. (конец 18 – первая пол. 19 века); б) марксист.ф. (сер. 19 в. – вторая пол. 19 века); в) неоклас. ф. 19 века; 7)западноевроп. ф. ХХ века. Формационный подход предполагает признание внутр. единства общечел., всемирной истории и выделение универс. этапов обществ. развития (формаций), через кот. должно пройти любое общество. Т.о., единство истор. процесса выраж. в последов. смене общ.-эконом. формаций и их универсальности. Представитель: К. Маркс: развитие общества определено процессами, происход. в эконом.сфере (базисе), по отнош. к кот. все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. 5 формаций: первобытнообщин., рабовлад., феод., капиталист., коммунист.. Смена формаций хар-ся открытым соц. конфликтом, резкими, глобал. революц. преобразов.и соц. системы. Цивилизационный подход трактует обществ. развитие как постоян. смену цив-ций, каждая из кот.обладает собств. спецификой, уникальностью дух., соц. и матер. жизни. Теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали сущ-я единой истории чел-ва, опираясь в своих теорет. построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями.
Общественный прогресс и его критерии. Прогресс(от лат.- движение вперед) - направление развития, для кот. характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регресс - движение от высшего к низшему, процессы деградации. Общ. прогресс - это увел-е в обществе счастья и добра. Критерии ОП: 1) темпы роста произв-ва, производит-ти труда, ведущие к увелич-ю свободы человека по отнош. к природе; 2) степень свободы раб-ков произв-ва от эксплуатации; 3) уровень демокр-зации общ.й жизни; 4) уровень реальных возм-стей для всестороннего развития индивидов; 5) увелич-е челов. счастья и добра. Разновидности прогресса. НТП(с развитием науке и технике улучш. и развив.произв-во). Соц. прогресс - это постеп.улучш. матер. условий жизни чел-ка, повыш. жизн. уровня и т.п.Критерием соц.прогресса явл. мера свободы, кот. общ-во в состоянии предоставить индивиду. Дух. прогресс - развитие духовности чел-ка, т.е. человек самосоверш-ся. Существ. мерилом историч. прогресса явл. возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увелич. потребностей человека в науч., фил., эстет.познании мира. Античность. Гесиод: 1 ст.- «золотой век»-люди жили легко и беспечно, 2 ст.- «серебряный век»-падение морали и благочестия. 3 ст.- «железный век»- зло, насилие, несправедливость. Платон и Аристотель рассм.историю как циклич. круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Кондорсеписал, что история -картина беспрерыв.изм-й, картина прогресса челов. разума; истор. процесс как путь соц.прогресса, в центре кот. — восходящее развитие челов.разума. Гегельутв.,что развитие есть движ. вперед от несоверш. к соверш. Процесс развития -накопление кач. новообразований, кот. приводят либо к повыш. уровня орг-ции системы, либо ее понижения. К.Маркс: чел-во идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. Шеллинг: идея непрекращ.прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла. Глобальные проблемы соврем-ти. Глоб. проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Вселенная- в фил. смысле, все сущ-е в сист. многообразии. Чел- ее неразрывный элемент, реализ. собой все з-ны всел-ой: он физ., биол., соц., хим феномен. По Вернадскому (ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы. Проблемы: загр. окруж среды; сокращение энергет. и продовольст. ресурсов; рост населения в ареалах нищеты и голода;угроза войны с исп. оруж-я массового уничт-я; падения нравст-ти, снижение образ-я; преодоление отсталости бол-ва стран «3мира»; проблема ВИЧ инфекций; создание ненасильств. мира, обеспечив. мирные условия для соци. прогресса всех народов; Эти проблемы порождены возросшими технич. ср-вами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деят-ти, стихий-ю и неравномер-ю общ. развития, анархией пр-ва при кап-зме, погоней транснац. компаниями за прибылью в ущерб долговрем. интересам всего общ-ва. Для понимания происхождения, сущности и возм-ти реш-я их необх. видеть в них рез-т процесса. Решение глоб. проблем сложно и опасно. Масш. меропр-я по их уст-ию 1ой из наз-ых проблем приведет к возник-ию новых, поскольку как часть ноосферы чел-во вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны многие катаклизмы. Для предотвр-ия деградации чел. сводится к необ-ти форм-я новой цив-зации. Стратегия чел- совок-ть дейст. разл. цивил-ий, обеспеч-х совмест. эволюцию чел. и среды его обитания, высшее иск-во упр. развития ноосферы, предупр катастрофы. Экол. императив-комплекс св-в окр среды, изм-е кот. недопустимо ни при каких усл. Нравст. императив- обновл нравст., заслон-я людей от соц. опасности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |