Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.
Научное познание баз-ся на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на рез-ты науки и опытов; формой науч. познания явл. теория. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротивореч. сист.науч. знания, дающая целостный взгляд на сущ-е св-ва, закономерности, и .т.д. Теория – развив. система верных, проверенных практикой научных знаний. Многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез. Уровни науч. познания: эмпирич. (объект исслед. со ст. его чув.-конкрет. проявлений в аспекте его внеш. связей и особ-тей, кот. доступны живому созерцанию) и теорет. (объект исслед. со ст. внутр. сущ-я связей и закономерностей; обобщенные и обрабатываемые данные эмпир.познания). Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, выраб-т долговрем. прогнозы. Его цель — открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.
Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Объект - то, что выделяется из ряду др. вещей вниманием субъекта. Объект – это то, на что направлена практич.познават, оценочная деят-ть чел-ка. Это та часть мира, с кот. взаимод-т субъект. Объект познания – это пр.вс.охваченный чел-ком мир реальных вещей и их отнош-й. Субъект познания – носитель познават.активности, осущ-й целенаправлен.деят-ть и оценив.её рез-ты. В качестве субъекта выступает отд. конкретный чел-к (индивид) и гр. людей и чел-во в целом. Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта познания - это активный акт. Знание как субъекти.образ реального мира возникает как рез-т деят-ти субъекта в этом мире, в т.ч. в рез-те активного воздействия на субъекты познания. При хар-ке субъекта познания важно подчерк., что мир познаёт соц.чел-к, кот.смотрит на него через призму всех доступных ему достижений культуры. Сущ-т неразрывная связь практич., познават.деят-ти и общения людей. Необх.также осознанное отнош-е субъекта к самому себе. Изм-я субъекта и объекта познания опр-ся хар-ром его отнош-й с окр.миром. Необх-ть выделения объекта и субъекта обусловлена тем, то они позволяют раскрыть творч. хар-р познават.деят-ти. Чел-к не созерцает пассивно объектив.мир, а постоянно задаёт ему вопросы и требует на них ответа. Исслед-е субъектно-объектных отнош.помогает выяснить степень соц.обусловл-ти познания, зависимости объекта познания от уровня развития общ.отношений и культуры в целом. Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет опред. черты: опред. уровень знаний и технической возм-сти. Познание исторически развивается вместе с субъектом познания и с возм-стями его воздействия на объект.
Структура научного знания. Проблема роста научного знания. Наука — это сфера исследоват. деят-ти, направл. на произв-во знаний о природе, обществе, человеке. Наука в классич.виде сформир. в XVII - XVIII веках. Классич. образ науки связан с естествознанием. Она опирается на рац. объяснение действ-ти отвергая веру в сверхразумные средства познания — мистич. интуицию, откровение и т.п. Новые сведения формул-ся и выр-ся в виде непротив. принципов и законов. Др.особ-ть - объект-сть. Наука стремится постигать действ-ть как можно более полно и точно, по возм-ти исключая субъектив. моменты. Науч.знание имеет объяснит. хар-р. Научное знание, в отличие от обыд., худ., религ. или мифолог., явл. знанием доказательным. Наука стремится к обоснованию своих положений. В науч. знании сущ-т гипотезы, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Цель науки - открытие закономерностей и общих принципов. Задача науки - предсказание неизвест. явлений и фактов или опр-е тенденций развития уже известных. Особ-ю науч. знания явл. также его системная организ-сть. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, кот. в свою очередь согласуются др. с др. Науч. знание, как и все уровни дух. произ-ва конеч.счете необх.для того, чтобы направлять и регулировать практику. 1ым и необх. условием для выявления особ-тей науч. познания есть анализ различия познават. деят – ти. 3 основных смысла науки 1) деят-ть по получению новых знаний,2) совокупность получ. научных знаний образует научную картину мира, 3) наука – это важн. соц. институт (семья, гос.-во).
Методы научного познания. Науч. познание – процесс познания окр.мира на основе объектив-ти, т.е.поиск истины через эксперимент, исслед-е, создание науч.теорий с пом.мысленного моделир-я. Науч.познание отличает стремление к объективности., т.е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от чел-ка. Полученный при этом рез-т не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Метод- это совокуп-ть приемов и операций практич. и теорет. освоения действ-ти. Метод способ-т достиж-ю намеч. цели. Для проверки гипотез в науке использ-ся разн.методы: теорет. построения, расчёты, эксперимент, наблюдения, моделирование. Алгоритм- послед-ть действий для произ-ва тех или иных вещей; он допускает однозначное реш-е задач масс.хар-ра. Процесс создания или выбора моделей(это нечто, способное заменить изуч.предмет, упрощен. его изображ-е), изуч-е или прим-е получ.данных для познания объекта – моделирование. Наблюдение – преднамер. целенаправл. восприятие, им. целью выявление сущ-х св-в и отн-й объектов познания. В отл.от наблюдения в ходе эксперимента иссл-тель может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его спец.воздействиям. Мыслен. эксперимент, когда ученный в уме оперирует опред. образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной ст. он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с др. ст. он дает данные для новых гипотез. Системный подход: при исслед-и объекта как системы, компоненты этой системы рассм-ся учетом их места в структуре целого; предполаг. учет внешних условий их сущ-я. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротивореч. сист.науч. знания, дающая целостный взгляд на сущ-е св-ва, закономерности, и .т.д. Теория – развив. система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину науч.теории сост-т вход. в нее законы(описат., математизир., интерпретац., дедуктив.). Всякое наблюдение нач. попытки решения к.-то задачи, в основе кот. всегда лежит постановка проблемы. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот. мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Прав. постановка проблемы направляет поисковую активность мысли, ее устремл-ть.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |