Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распределение дохода: неравенство и бедность. Кривая Лоренца. Соотношение между равенством доходов и эффективностью.




Дифференциация заработной платы предопределяет неравенство в распределении личных доходов. В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т. д. Эти факторы действуют разнонаправленно, то сглаживая, то увеличивая неравенство. Чтобы определить его глубину, используют кривую Лоренца. Рис. 8.3. Кривая Лоренца Отложим по горизонтальной оси процент населения (или семей), а по вертикальной — процент дохода. Обычно население делят на пять частей — квинтилей, в каждый из них входят 20% населения (рис. 8.3). Группы населения располагаются на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения — 40% дохода и т. д. Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой 0Е, а абсолютное неравенство — линией 0GE. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов. Реально беднейшая часть населения получает обычно 5—6%, а богатейшая — 40—45%. Поэтому кривая Лоренца лежит между линиями, отражающими абсолютное равенство и абсолютное неравенство доходов. Чем неравномернее распределение доходов, тем большей вогнутостью характеризуется кривая Лоренца, тем ближе она будет проходить к точке G. И наоборот, чем ниже уровень дифференциации, тем ближе кривая Лоренца будет к биссектрисе ОЕ. Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры 0ABCDEF (на рис. 8.3 она заштрихована) к площади треугольника 0EG. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство.

35. Макроэкономика и макроуровень экономической системы. Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные величины в макроэкономическом анализе.
Макроэкономика – это теоретическая наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики, инструменты и методы ее регулирования. Так же как микроэкономика, макроэкономика изучает поведение экономических субъектов, но в отличие от микроэкономики она изучает поведение субъектов, объединенных (сгруппированных) по определенным признакам. Таким образом, предметом макроэкономической теории является поведение национальной экономики в целом, система ее внутренних и внешних связей. Основные макроэконом. показатели: ВНП (валовой национальный продукт) – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени. ВВП (валовой внутренний продукт) – это совокупность конечной продукции, созданной на территории данной страны, независимо от того, принадлежат ли использованные факторы производства гражданам данной страны (резидентам) или иностранцам (нерезидентам). ЧНП (чистый национальный продукт) – без амортизации (отчисление денег на обновление оборудования). ЧНП = ВНП – амортизация, начисленная за год. Национальный доход. НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес. Номинальный ВНП – стоимость общего продукта, выраженная в текущих ценах. Реальный ВНП – номинальный ВНП, скорректированный на темпы инфляции.

34. Основные функции государства в рыночной экономике. Цели и инструменты макроэкономической политики государства.
Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. Государственное регулирование сложилось после самого глубокого кризиса 1929 -1933г («Великая депрессия»). Основные функции государства в рыночной экономике: создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей процветанию рынка; защита конкуренции; производство социально-значимых товаров и услуг; защита населения от вредных побочных последствий предпринимательства; перераспределение доходов и ресурсов; стабилизация экономики. Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: Экономическое прогнозирование – предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер. Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны. Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство. Применение инструментария косвенного воздействия (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты. Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны. Цели макроэкономической политики государства: Экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни; Экономическая эффективность – требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов; Полная занятость трудоспособного населения – позволит обеспечить всех, кто может и желает работать в соответствии с их потребностями и квалификацией; Стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать; Экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы; Справедливое распределение доходов; уравнительное распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши; Экономическая обеспеченность – обеспечение номинального существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов. Торговый баланс – предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

52. Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ и ее современные модификации.
Международная торговля
— система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии». Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Но она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских эко-номистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются: в производстве раз-личных товаров факторы используются в разных соотношениях; национальные производственные различия определяются, разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами. А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те стра-ны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара. Сущность теории сравнительного преимущества - если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет, взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится, в обоих случаях. Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение. Серьезным недостатком теории сравнительного преимущества является его статичность. Эта теория игнорирует любые колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Теория исходит, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а переходят в другую отрасль, более производительную. Не удивительно, что эта абстрактная теория сильно скомпрометировала себя во время «Великой депрессии». Некоторое время назад ее престиж вновь начал восстанавливаться. Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет очень важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой -- снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

47. Основные функции государства в рыночной экономике. Цели и инструменты макроэкономической политики государства.
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Можно выделить две группы регулирующих функций государства: а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде; б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.Стимулирование сбалансированного экономического роста. Одна из важнейших функций -- стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Обеспечение занятости.. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Регулирование цен. В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. Создание правовой основы. Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Распределение ресурсов. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Регулирование рынка труда. Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Обеспечение социальной защиты. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Реализация национальных интересов Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач. 1. Экономический рост. Экономический рост может быть достигнут в условиях наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов и достижения максимально возможной занятости. Экономический рост предполагает превышение объемов национального производства в текущем периоде над объемом производства, полученным в прошлом периоде.2. Экономическая эффективность. Достижение экономической эффективности также требует решения нескольких задач. 3. Экономическая свобода. Данная цель предполагает свободу выбора для всех субъектов рынка в сфере деятельности, рода занятий, возможностях получения дохода. 4. Полная занятость (не путать с всеобщей занятостью) предполагает, что все, кто может и желает иметь работу, ее находят, и нет людей, не нашедших себе подходящего занятия. Полная занятость является желательным условием для экономики. 5. Стабильный уровень цен. Названная цель предполагает, что все товары, производимые обществом, обладают одинаковой эффективностью, и никто не может перераспределить доходы в пользу собственного товара. 6. Справедливое распределение доходов. Реализация данной цели требует такой организации распределения, при которой каждый участник производства мог бы получать доход, соответствующий качеству и количеству затраченного им труда. 7. Экономическая обеспеченность. Как экономическая цель, обеспеченность предполагает, что все граждане государства должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне, независимо от их трудового вклада, а по существу принадлежности к государству. 8. Торговый баланс. Эта цель означает, что каждое государство, участвуя в международном разделении труда и вступая в международные экономические отношения, не должно «жить в долг» за счет других государств, т. е. необходимо, чтобы количество продаваемых товаров совпадало по ценам с количеством приобретаемых товаров у других стран. Для реализации этой цели правительство должно создать систему стимулов для национального Основными макроэкономическими показателями являются следующие:1. Валовой внутренний продукт (ВВП).2. Валовой национальный продукт (ВНП).3. Чистый национальный продукт (ЧНП).4. Национальный доен.5. Личный доход.6. Располагаемый доход.7. Располагаемый доход. Виды макроэкономической политики1- фискальную политику;2- монетарную политику;3- политику зарплата-цены; 4- внешнеэкономическую политику. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета (поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:1) государственные закупки;2) налоги;3) трансферты.Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:1) изменение нормы обязательных резервов;2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);3) операции на открытом рынке. Внешнеэкономическая политика - проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...