Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект мультипликатора и его различные проявления.




Потенциально система коммерческих банков может создать новых денег на сумму Ms =m * Е, где m - денежный мультипликатор, Е - первоначальные избыточные резервы. Денежный мультипликатор рассчитывается как величина, обратная резервной норме: m = 1: R?, где m - денежный мультипликатор, R? - резервная норма. В процессе создания денег коммерческими банками возникает мультипликативный эффект расширения депозитов банковской системы. Однако процесс создания новых денег банковской системой конечен, т.к. часть получаемых средств банки должны обращать в обязательные резервы. В результате, чем больше резервная норма, тем в меньшей степени проявляется мультипликативный эффект. Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении спроса. Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов. Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину расходов. Однако в экономической теории обычно рассматривают изменение дохода в зависимости от каждого из них. Поэтому можно выделить инвестиционный мультипликатор, мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор, мультипликатор сбалансированного бюджета и мультипликатор внешней торговли. Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

8. Виды экономических ресурсов. Выбор альтернатив использования ресурсов. Понятие рационального экономического поведения.
Основные виды ресурсов: Труд – человеческие ресурсы; Земля – природные, материальные ресурсы; Капитал; Предпринимательские способности. Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Капитал – это средство производства, созданное людьми или денежные накопления, которые используются в производстве товаров и услуг. Предпринимательские способности – это особый вид человеческих способностей необходимых для успешного ведения бизнеса. Цена выбора или альтернативные издержки – то, чем приходиться жертвовать, совершая выбор. Другим последствием ограниченности ресурсов относительно потребности в них людей является проблема выбора. Она состоит в том, что людям всегда приходится выбирать, на что потратить эти ресурсы, на производство каких благ или услуг их направить. Кроме того, выбирая один вариант использования ограниченных ресурсов, люди теряют возможность использовать их по иному назначению. Значит, любой выбор имеет своим последствием некие потери,т. е. упущенную выгоду от альтернативного использования ограниченных ресурсов. Эти потери в экономической науке принято называть альтернативными издержками. Альтернативные издержки — ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов. Чтобы определить эти издержки, вспомним, что из-за ограниченности ресурсов отвергнутые варианты решения просто невозможно воплотить: необходимые для этого ресурсы уже потрачены на реализацию выбранного варианта. Скажем, если пашня занята под посадки гречихи, то физически невозможно одновременно вырастить тут еще и картофель. Эти отвергнутые варианты, а значит, те блага, которые они могли нам принести, и образуют основу формирования альтернативных издержек. Причем именно основу, а не сами издержки, потому что эти издержки, как и любые иные издержки, обычно определяются однозначно. В качестве их не может выступать упущенная выгода сразу по всем вариантам благ, ставших недоступными после сделанного выбора. Право именоваться такими издержками имеет лишь ценность того блага, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий. Чтобы легче было понять, о чем идет речь, разберем пример. Допустим, что у вас есть сумма денег, которой хватит на то, чтобы купить либо велосипед, либо костюм, либо модные туфли. Больше всего вам хочется приобрести новый велосипед. На втором месте по желанности стоит костюм, а туфли по шкале ценностей попадают лишь на третье место. Тогда, если вы действительно потратите деньги на велосипед, ценой такого выбора окажется костюм (но не туфли или костюм и туфли вместе взятые). Выбрав способ достижения поставленной цели и осуществив задуманное, рационально поступающий индивид определяет цену сделанного выбора. Экономическая наука исходит из гипотезы о рациональном поведении людей. При этом рациональным считается поведение, направленное на достижение оптимального результата. Такое поведение является следствием соотнесения затрат и результатов по каждому оцениваемому решению. Под оптимальным результатом подразумевается: для отдельного человека: максимальное удовлетворение собственных потребностей; для отдельной фирмы: получение максимальной прибыли; для государства в целом: достижение максимального общественного благосостояния. Рациональность поведения людей в экономике предполагает так организовать свою дея-ть, чтобы при имеющихся в его расположении ресурсах добиться максимального результата. Наши решения рациональны, если польза от полученных благ > цены выбора.

9. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Понятие альтернативной стоимости (издержки упущенных возможностей). Закон возрастающих альтернативных издержек. Кругооборот благ и доходов.
Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из этого противоречия вытекает проблема ограниченности. И перед обществом постоянно возникает проблема: как сделать так, чтобы при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить сущ. Потребности. Эту проблему должна решать экономическая наука. Производственные возможности общества удобнее всего рассматривать с помощью графической модели, имитирующей некоторую систему, производящую 2 блага (или 2 группы благ) при стандартном условии ограниченности ресурсов. Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ) системы показывает все комбинации максимально возможного выпуска пары благ (групп благ) при условии ограниченности ресурсов и неизменности технологической базы. Альтернативная стоимость – стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо. Альтернативные издержки (затраты) отражают, каким кол-вом некоторого товара необходимо пожертвовать для того, чтобы увеличить выпуск другого товара на единицу. Также, под альтернативными издержками понимают издержки упущенных возможностей, т.е. величину наилучшего результата из всех отвергнутых вариантов выбора. Закон возрастания альтернативных издержек означает, что по мере увеличения выпуска любого товара альтернативные издержки производства каждой его последующей единицы неуклонно возрастает.

10. Экономические и правовые аспекты собственности. Частная собственность как основа свободы предпринимательства. Экономические агенты.
Экономическое содержание собственности: собственность – это исторически определенный тип экономических отношений между людьми по поводу средств производства и результатов труда. Правовое содержание собственности: урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Субъектами собственности являются общество в целом, классы и социальные слои общества, государство, коллективы работников, отдельные работники, люди. Объектами собственности являются средства производства, денежные ресурсы, природные богатства. Собственность характеризуется многообразием форм. Различают 3 основных формы собственности: общая; частная (индивидуальная); государственная. Общая собственность означает, что отношения между людьми строятся как отношения равноправных собственников. Эта форма собственности имеет несколько видов: - общинная (собственность родовой общины); - семейная (собственность семейной общины); - общенародная. Частная собственность означает, что средства производства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Различают 2 вида частной собственности: - трудовая – основана на личном труде собственника средств производства. Результаты труда принадлежат ему. - нетрудовая – основана на использовании чужого труда (т.е. отчужденного от средств производства). Результаты труда достаются собственнику средств производства. Государственная собственность – это такая собственность, в условиях которой решение принимается на основании установленных правил и процедур, которые регулируют интересы общества в целом. Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства),фирмы, государство и его подразделения. Экономической основой предпринимательской деятельности является многообразие форм собственности. Оно объективно обуславливает и многообразие предпринимательской деятельности. Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот. Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов №11. Основные формы организации предпринимательства. Основными субъектами хозяйственной деятельности являются: Домохозяйство, фирма (бизнес), государство, внешне-экономический сектор. Фирма—хозяйственная структура, целью которой является получение прибыли. При этом деятельность фирмы предполагает покупку факторов производства, инвестирование, а также и производство и предложение товаров и услуг. Предприятие—самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юр.лица, который на основе использования трудовым коллективом, имущества производит или реализует продукцию, выполняет работу, оказывает услуги. Оно имеет право заниматься любой не запрещенной законодательством и отвечает целям предусмотренных в уставе предприятия В состав предприятия, как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности включая земельные участки, здания, сооружения, оборудования, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги и т.д. Классификация предприятий:По формам собственности (частное, государственное, смешанно)по размерам (мелкие, средние, крупные)по характеру деятельности (производящее материальные и нематер. блага)по отраслевой принадлежности (промышл., с/х, торговые, транспотртные) по доминирующему фактору производства (трудоемк., материалоемк., наукоемк., капиталоемк.) по организационно правовой форме (товарищества и общества, некоммерческие предприятия, кооперативы, индивид.педприниматели, маниципальн, государств)

13. Понятие спроса. Объем спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые детерминанты спроса.
Спрос – экономическая категория, которая отражает желания потребителей платить за какой-нибудь товар спрашиваемую за него цену, подкрепленная платежеспособностью. Объём спроса на какой-либо товар — это количество продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить в течение определённого периода при определённых условиях. Основным фактором, определяющим спрос, является цена товара. Снижение цены (при прочих равных условиях) ведёт, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И, наоборот, рост цены сокращает спрос. В этом заключается сущность закона спроса. Закон спроса – принцип, который выражает обратную зависимость между объемом спроса на какой-либо товар и назначаемой на этот товар ценой. На спрос влияют и неценовые факторы: 1) предпочтения и вкусы потребителей; 2) число покупателей; 3) доходы потребителей. 4) цены на сопряжённые товары. Сопряжёнными называют следующие два вида товаров: взаимозаменяемые (группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей: чай и кофе) и взаимодополняющие (пары товаров, спрос на которые предъявляется одновременно: фотоаппараты и фотоплёнка).5) потребительские ожидания: ожидания повышения цен 6) степень удовлетворения потребностей: чем она выше, тем ниже спрос. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. При движении по линии спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены; при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены изменение объема спроса Изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами, проявляется в смещении линии спроса влево (при падении спроса) или вправо (при его росте). Так происходит потому, что спрос на товар изменяется в целом – при всех уровнях цены Сдвиг кривой спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между объемом спроса и назначенной на этот товар ценой. Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просум­мировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммиро­вания величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потре­бителем при каждой возможной цене. Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты. 1. Вкусы и предпочтения потребителей» которые, в свою оче­редь, определяются такими факторами, как мода, реклама, каче­ство потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо. 2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет
и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2. 3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом.. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты).  4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изме­нения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступ­ность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса.  5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, кварталь­ные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса.

14. Понятие предложения. Объем предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Неценовые детерминанты предложения.
Предложение – это эконом. категория, которая выражает желание и возможность производителей и продавцов, производить и предлагать какой-либо товар. Объем предложения - это то количество товара, которое производители согласны произвести и поставить на рынок по некоторой цене. Закон предложения – принцип, который выражает прямую зависимость между ценой производимого товара и объемом предложения этого товара. Цена предложения – это та минимальная денежная сумма, за которую производители готовы продать определенное количество своего товара. Неценовые факторы предложения: 1.цены на ресурсы; 2.технологический уровень; 3.налоги и дотации; 4.цены на другие товары, на которые или с которых производитель может захотеть переключить свои ресурсы;5.ожидание производителя относительно изменений цен; число производителей. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. При движении вдоль линии предложения вправо и вверх повышению цен способствует увеличение объема предложения; при движении влево и вниз объем предложения падает со снижением цен. изменения объема предложения Изменение предложения, вызванное неценовыми факторами, проявляется в сдвиге линии предложения вправо (при росте предложения) или влево (при его падении) сдвиг кривой предложения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...