Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология посттравматического стресса




 

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу. Организованы и активно работают Международное и Европейское общества по изучению травматического стресса, проводятся ежегодные встречи их участни­ков, ежегодно проводится Всемирный конгресс по травматическому стрессу.

Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную об­ласть науки. В нашей стране, несмотря на высокую актуальность этой проблемы, ее разработка находится на начальной стадии, имеются отдельные научные коллективы психологов и психиатров, которые занимаются исследованиями в этой области. Не только в отечественной, но и в мировой клинико-психологической практике край­не мало изучены вопросы отдаленных психологических последствий стресса, вызван­ного переживаниями тяжелой болезни, реальной утраты здоровья, а также угрозой смерти. Исключением являются многочисленные зарубежные исследования пост­травматического стрессового расстройства у лиц, получивших ранения и травмы во время боевых действий.

При всей многоаспектности явлений переживания и последействия травматиче­ского стресса исследования влияния травматического стресса на психику человека в отечественной науке на ее современном этапе выступают в качестве одного из актуальнейших и перспективных направлений в клинической психологии.

Учитывая недостаточную разработанность этой области, ограничимся изложением основных понятий, используемых в работах по изучению травматического стресса:

Травматическая ситуация — ситуация экстремального стресса (стихийные и тех­нологические катастрофы, военные действия, насилие, угроза жизни) (рис. 28-4).

Травматические стрессоры — факторы высокой интенсивности, угрожающие су­ществованию человека.

Психический стресс — эмоциональное состояние неспецифической адаптации к стрессовой ситуации, которое может становиться хроническим, продолжающим ока­зывать воздействие на психику человека и после выхода из психотравмирующей си­туации.

 

 

Травматический стресс — психический стресс высокой интенсивности, сопровож­дающийся переживаниями сильного страха, ужаса и беспомощности.

Травматические стрессовые реакции — личностные и поведенческие реакции, воз­никающие во время переживания травматического стресса.

Посттравматические стрессовые реакции — эмоциональные, личностные и пове­денческие изменения, появившиеся у человека после выхода из травматической си­туации.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — синдром отсроченных специфических реакций на пребывание в травматической ситуации, проявляющихся в симптомах упорного воспроизведения в сознании человека травматической ситуа­ции или ее отдельных элементов, настойчивом избегании стимулов, связанных с трав­мой, и возросшем (не имевшем места до травмы) уровне физиологической возбуди­мости.

Вопросы для повторения

1. В чем различия между психотическими и невротическими расстройствами?

2. Что такое психогенные расстройства?

3. Что такое психопатия?

4. В каких основных формах психических расстройств выражается воздействие на человека психо­активных веществ?

5. Что такое психосоматика?

6. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

Рекомендуемая литература

Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997.

Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.

Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. — Донецк: Сталкер, 1997. — 525 с.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 238 с.

Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. В. В. Стрелец. — М.: Медицина, 1994.-1192 с.

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 271 с.

Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 308 с.

Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестник МГУ: Серия 14. Психология. — 1996. — № 2.

Личко А. Е. Психопатии и аномалии характера у подростков. — Л., 1977.

Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1996. - № 2, - С. 32-45.

Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под. ред. Ю. Ф. Полякова, В В. Николаевой

- М., 1992.

Рудестам К. Групповая психотерапия /Пер. с англ. А. Голубева. - СПб: Питер, 1998. - 373 с. -(Мастера психологии).

Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение — 1996 — № 1(2).

Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 226 с.

Хэзлем М. Т. Психиатрия / Пер. с англ. Г. А. Лубочкова. - Львов: Инициатива, 1998. - 609 с. -(Классики зарубежной психологии ).

 

Часть VI.  Историческая психология

 

Глава 30. Историческая психология (508)

 

Глава 30.  Историческая психология

 

Содержание

Историческая психология как наука. Развитие историко-психологического знания в раз­ных странах. Исследования последних десятилетий. Человек как субъект и объект истори­ческого процесса. Специфика объекта исторической психологии.

Предмет и задачи исторической психологии. Историческая обусловленность психики. Психологические факторы исторического процесса. Определения предмета исторической психологии.

Проблема метода в исторической психологии. Двойственность исторической психоло­гии. Метод психолого-исторической реконструкции. Схема процедуры психолого-историче­ской реконструкции.

Специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков пе­риода архаики). Изучение проблемной области. Постановка задач в общем виде. Выдвиже­ние гипотез. Подбор базы источников. Анализ текста. Изучение дополнительных данных смежных наук. Создание языка для описания найденных закономерностей (формирование психологической модели).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...