Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология посттравматического стресса
За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу. Организованы и активно работают Международное и Европейское общества по изучению травматического стресса, проводятся ежегодные встречи их участников, ежегодно проводится Всемирный конгресс по травматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки. В нашей стране, несмотря на высокую актуальность этой проблемы, ее разработка находится на начальной стадии, имеются отдельные научные коллективы психологов и психиатров, которые занимаются исследованиями в этой области. Не только в отечественной, но и в мировой клинико-психологической практике крайне мало изучены вопросы отдаленных психологических последствий стресса, вызванного переживаниями тяжелой болезни, реальной утраты здоровья, а также угрозой смерти. Исключением являются многочисленные зарубежные исследования посттравматического стрессового расстройства у лиц, получивших ранения и травмы во время боевых действий. При всей многоаспектности явлений переживания и последействия травматического стресса исследования влияния травматического стресса на психику человека в отечественной науке на ее современном этапе выступают в качестве одного из актуальнейших и перспективных направлений в клинической психологии. Учитывая недостаточную разработанность этой области, ограничимся изложением основных понятий, используемых в работах по изучению травматического стресса: Травматическая ситуация — ситуация экстремального стресса (стихийные и технологические катастрофы, военные действия, насилие, угроза жизни) (рис. 28-4). Травматические стрессоры — факторы высокой интенсивности, угрожающие существованию человека. Психический стресс — эмоциональное состояние неспецифической адаптации к стрессовой ситуации, которое может становиться хроническим, продолжающим оказывать воздействие на психику человека и после выхода из психотравмирующей ситуации.
Травматический стресс — психический стресс высокой интенсивности, сопровождающийся переживаниями сильного страха, ужаса и беспомощности. Травматические стрессовые реакции — личностные и поведенческие реакции, возникающие во время переживания травматического стресса. Посттравматические стрессовые реакции — эмоциональные, личностные и поведенческие изменения, появившиеся у человека после выхода из травматической ситуации. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — синдром отсроченных специфических реакций на пребывание в травматической ситуации, проявляющихся в симптомах упорного воспроизведения в сознании человека травматической ситуации или ее отдельных элементов, настойчивом избегании стимулов, связанных с травмой, и возросшем (не имевшем места до травмы) уровне физиологической возбудимости. Вопросы для повторения 1. В чем различия между психотическими и невротическими расстройствами? 2. Что такое психогенные расстройства? 3. Что такое психопатия? 4. В каких основных формах психических расстройств выражается воздействие на человека психоактивных веществ? 5. Что такое психосоматика? 6. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство? Рекомендуемая литература Александров А. А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. — Донецк: Сталкер, 1997. — 525 с. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 238 с. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. В. В. Стрелец. — М.: Медицина, 1994.-1192 с. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. — 271 с. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 308 с. Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестник МГУ: Серия 14. Психология. — 1996. — № 2. Личко А. Е. Психопатии и аномалии характера у подростков. — Л., 1977. Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1996. - № 2, - С. 32-45. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под. ред. Ю. Ф. Полякова, В В. Николаевой - М., 1992. Рудестам К. Групповая психотерапия /Пер. с англ. А. Голубева. - СПб: Питер, 1998. - 373 с. -(Мастера психологии). Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение — 1996 — № 1(2). Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 226 с. Хэзлем М. Т. Психиатрия / Пер. с англ. Г. А. Лубочкова. - Львов: Инициатива, 1998. - 609 с. -(Классики зарубежной психологии ).
Часть VI. Историческая психология
Глава 30. Историческая психология (508)
Глава 30. Историческая психология
Содержание Историческая психология как наука. Развитие историко-психологического знания в разных странах. Исследования последних десятилетий. Человек как субъект и объект исторического процесса. Специфика объекта исторической психологии. Предмет и задачи исторической психологии. Историческая обусловленность психики. Психологические факторы исторического процесса. Определения предмета исторической психологии. Проблема метода в исторической психологии. Двойственность исторической психологии. Метод психолого-исторической реконструкции. Схема процедуры психолого-исторической реконструкции. Специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики). Изучение проблемной области. Постановка задач в общем виде. Выдвижение гипотез. Подбор базы источников. Анализ текста. Изучение дополнительных данных смежных наук. Создание языка для описания найденных закономерностей (формирование психологической модели).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |