Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы психотерапии и реабилитации




 

Известный тезис «лечить не болезнь, а больного» в настоящее время трансформи­ровался в упрочившееся понимание необходимости использования системного под­хода в лечении больного, что предполагает динамическую взаимосвязь биологиче­ской терапии, психотерапии и социотерапии (Карвасарский Б. Д., 1992).

Психотерапия — это планируемый процесс психологического воздействия, на­правленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности.

 

· Психотерапия — планируемый процесс психологического воз­действия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью науче­ния, так и путем структурной перестройки личности.

 

 

Психологические методы лечения в настоящее время представлены разнообразными психотерапевтическими техниками, создававшимися на основе гуманистического, пси­ходинамического, поведенческого, когнитивного и других теоретико-методологичес­ких подходов (рис. 29-2,29-3). При этом почти каждый из существующих психотера­певтических методов претендует на универсальность. В отечественной медицинской психологии наиболее разработана патогенетическая психотерапия, созданная на осно­ве теории отношений личности В. Н. Мясищева. Учение об отношениях личности по­служило основой для разработки концепции личностно-ориентированной (рекон­структивной) психотерапии. Преимуществом этого подхода является его открытость к интеграции с отдельными методическими приемами и теоретическими положения­ми других систем психотерапии. Это является крайне актуальным для современного этапа развития психотерапии, так как альтернативность и даже антагонизм основ­ных психотерапевтических направлений все больше осознается как фактор, ограничивающий дальнейшее развитие этого метода лечения. В этом же направлении ве­дутся работы по созданию интегрально-полифонической теории психологического консультирования и психотерапии, включающей основные западные школы в каче­стве частных случаев.

 

 

 

Процесс реабилитации понимается как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного (полного или частичного) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через лич­ность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий. Актуальной задачей здесь становится разработка психологической теории психотерапии и психологиче­ских основ восстановительной терапии.

 

Психогигиена

 

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохране­нию и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно свя­зана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.

Основные задачи психогигиены:

- изучение влияния различных условий среды - про­изводственных, бытовых, социальных — на психику че­ловека;

- разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нерв­ной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека;

- пропаганда психогигиенических знаний.

Выделяют следующие разделы психогигиены: психогигиена труда, быта, семьи, половой жизни, возрастная, военная, спортивная, космическая, педагогическая, пси­хогигиена умственного труда.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психиче­ского здоровья человека

Психофармакология — раздел фармакологии, изучающий как влияние психотропных средств на ЦНС, психические состояния и деятельность, так и их приме­нение для лечения нервно-психических заболеваний.

Психофармакология

 

Психофармакология определяется как раздел фармакологии, изучающий как вли­яние психотропных средств на ЦНС, психические состояния и деятельность, так и их применение для лечения       нервно-психических заболеваний.

Психофармакология изучает влияние препаратов на эмоциональную и интеллек­туальную сферы, а также на поведенческие реакции с помощью специальных психо­логических тестов и психофизиологических методик (ЭЭГ, вызванные потенциалы, миограмма, кожно-гальваническая реакция и др.). Основная задача клинической психофармакологии — повышение эффективности и безопасности применения психо-тропных средств, индивидуализации фармакотерапии психических заболеваний. Экспериментальная психофармакология изучает влияние химических веществ на ЦНС животных с целью поиска новых психотропных средств, а также исследует ме­ханизмы действия известных средств на молекулярном и клеточном уровнях. Один из разделов психофармакологии изучает фармакокинетику психотропных средств, их судьбу в организме: всасывание из места введения, динамику распределения по органам и тканям и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...