Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВНУТРЕННЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО




 

В этом разделе Гегель рассматривает внутреннее устройство государства, государство как аппарат или инструмент всеобщей воли.

В отличие от обычного деления власти на законодательную, исполнительную и судебную Гегель различает законодательную, правительственную или судебную и княжескую, высшую власть, объединяющую различные формы власти. Законодательная власть выражает всеобщее, правительственная - особенное, а княжеская - живое единичное, личностное начало. Гегель считает, что высшее единство может быть выражено только в личности, поэтому он отождествляет княжескую власть с личностью. Напомним, что личность, по Гегелю, есть высшее единство всеобщего, особенного и единичного, а не "голая" единичность.

Высшей формой государства, согласно Гегелю, является конституцион­ная монархия. Такой ступени развития в наиболее полном виде, по его мнению, достигла прусская монархия, которая нуждается еще только в некоторой дошлифовке – дополнении ее развитым сословным представительством. Прусская монархия - высшее выражение свободной воли, шествие бога в мире - еще один своеобразный результат вводимого немецким философом типа интеллекта.

Подлинным суверенитетом обладает не народ, как бесформенная "масса", а государство как единичное "физическое лицо", "князь", монарх. Логическая концепция понятия, соотношения всеобщего, особенного и единичного, индивидуального реализуется у немецкого философа в конечном результате - философском гимне прусской монархии как высшего выраже­ния понятия.

Средством против возможных злоупотреблений исполнительной власти служит государственная иерархия с ее контролем за деятельностью чиновничества, а также деятельность общин. Гегель составляет настоящее похвальное слово бюрократии, которая является "средоточием государственного сознания и наиболее выдающейся образованности" (336).

 

ВНЕШНЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

 

Внешнее право определяет взаимоотношения отдельных государств. Каждое государство "обладает суверенной самостоятельностью по отношению к другому" (365). Отсюда следует необходимость признания государст­вами друг друга. "...Легитимность должна столь существенно быть до­полненной признанием других государств" (365).

Взаимоотношения государств оформляются в виде международного права, договоров, которые должны выполняться. Однако над государством не существует никакой высшей власти, суда, поэтому противоречия между отдельными государствами должны разрешаться соглашениями, а если это не достигается, то "спор между государствами может быть решен только войной" (367).

Гегель подверг критике кантовское учение о вечном мире. Он полагает, что войны необходимы, они предохраняют народы от загнивания, которое было бы следствием продолжительного, тем более – вечного мира. Гегелево представление о благотворной роли войн, мягко говоря, не является сильным приобретением философии, построенной с таким грандиозным раз­махом. Это представление было использовано в XX в. различными реакционными националистическими учениями, включая фашизм. Однако нельзя не учесть, что в представлениях Гегеля о войнах нашло определенный отзвук национальное освободительное движение времен наполеоновских войн. Гегель связывал необходимость войн, в частности, с состоянием "бесправия, насилия и случайности"(368).Позднее в науке об обществе появляется четкое различение справедливых и несправедливых войн.

 

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

 

Философия истории еще в большей мере, чем предыдущие разделы, заслуживает оценки "критериального", или критического, раздела философского учения Гегеля в целом. В силу особой сложности исторического процесса она выступает как наиболее содержательная область, которая служит средством проверки дееспособности, научности философских пред­ставлений.

Вся мощь накопленного логического и последующего содержания философии Гегеля должна заработать в его философии истории, чтобы обнаружить ее действительный теоретический и практический потенциал.

Философия истории изложена Гегелем в кратком виде в "Философии духа" и "Философии права", наиболее развернуто - в "Философии истории", изданной после смерти Гегеля (1837).

История, по Гегелю, - это творение мирового духа, который служит субстанцией истории. Мировой дух - это всеобщий дух, порождающий все богатство особенного и единичного. В мировом духе идея выступает в ее конкретности и богатстве содержания, мировой дух есть разум в действии. "...Мировой дух есть в себе и для себя разум"(370).

Мировой разум - это бесконечное содержание природы и духовной жизни. История начинается с того момента, когда разум начинает осознавать себя как разум. Разум в своей сущности есть свобода. История - осознание разумом своей свободы, которая является конечной целью мира. История - это развитие понятия свободы. "...Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы. Более точное определение общего характера ступеней этого развития дается в логике, но их конкретный характер должен быть выяснен в философии духа" [53].

Историю осуществляют индивиды, деятельность которых непосредственно определяется частными интересами и страстями, а в конечном счете есть выражение всеобщего мирового духа. Индивиды - "живые воплощения субстанциального деяния мирового духа" [54].

Роль индивидов в истории различна. Большинство людей, которых Гегель называет "воспроизводящими индивидами", производят общие условия существования, или, точнее, воспроизводства общества. Их деятельность составляет живую массу общественной жизни. Великие, или всемирноисторические, личности являются носителями всеобщего, мирового духа. Они понимают то, "что нужно и что своевременно" [55].

Исторический процесс - не "безумный, нелепый процесс". История – процесс совершенствования человеческого рода, "переход к лучшему, к более совершенному" [56].

Мировой дух выступает в форме определенных духов, духов народов. Каждая историческая эпоха связана с некоторым господствующим в данное время народом - историческим народом. При этом народ может быть историческим только один раз в истории.

Гегель делит историю на четыре периода, или мира, в каждом из кото­рых историческими были определенные народы: восточный, греческий, римский, германский. Эти периоды и народы различаются по степени осознания свободы, субстанциальной характеристики движущего историей мирового духа. Восточные народы (Китай, Индия, Персия) еще не знают, что дух или человек как таковой свободны; они знают только, что один свободен. Такова, по мнению Гегеля, суть восточных деспотий, в которых был свободен один деспот, а все другие – не свободны. В греческом и римском мирах господствует определяющее все сознание того, что некоторые свободны. Лишь германские народы восприняли вместе с христи­анством всеобщую идею свободы духа и человека как такового. "Лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы" [57].

Поскольку конечной целью мира является осознание духом своей свободы, германский мир оказывается вершиной и концом мировой истории. Еще одно "практическое" достижение Гегелева способа мышления.

* * *

В философии истории, в силу особой сложности и жизненности предмета, мысль приходит в особенно тесное соприкосновение с реальностью и должна обнаружить свою действительную или мнимую дееспособность.

К несомненным достижениям философии Гегеля следует отнести, на наш взгляд, представление о закономерном, необходимом характере исторического процесса. В этом отношении Гегель стоит на голову выше многих более поздних авторов концепций философии истории, включая цивилизационные концепции Шпенглера и Тойнби, в которых по сути дела не усматривается закономерного исторического процесса, история превращается в перечень замкнутых в себе цивилизаций, переживающих цикл молодости, зрелости и гибели.

Немало разумного обнаруживается также в трактовке роли личности и масс в истории, соотношения частных и общественных интересов.

Однако философия истории, как и предшествующие разделы философии Гегеля, обнаруживают крупный пробел: в ней нет сколько-нибудь явных доказательств духовной (идеальной) и логической природы мира. Понятие логической идеи, на котором базируется вся грандиозная система Гегеля, введено без доказательств, как нечто само собой разумеющееся и бесспорное. Философия Гегеля строится как некий мощный и по своему "гипнотический" грандиозный "накат" на читателя. Позднее мы еще вернемся к этому коренному недостатку великой философии Гегеля.

В пределах рассматриваемой области - философии истории - основная посылка философской системы выражается в главном тезисе о свободе как субстанции всемирной истории, объективного духа в целом. В силу исходных посылок своей философии Гегель не нашел и не мог найти иной субстанции, чем "свобода", вернее, свобода духа. Прогресс истории, согласно Гегелю, - это развитие понятия свободы, осознание духом своей собственной свободы. Свобода, однако, как уже отмечалось, не обладает самодостаточностью, не имеет собственного субстанциального содержания и может служить только "предикатом" чего-то другого, истинной субстанции, обладающей свободой. Строго говоря, такой субстанцией у Гегеля оказывается дух, идеальное. Однако понятие духа имеет у Гегеля чрезвычайно бедное содержание. Все конкретное, действительное, жизненное Гегель приписывает, без научных доказательств, духу.

История человеческого общества имеет поэтому у Гегеля чрезвычайно бедный и абстрактный вид: все сводится в конечном счете к пониманию свободы - деятельность людей, экономические отношения, собственность, личная жизнь, культура якобы пронизаны одной единственной всепоглощающей целью - стремлением к свободе.

Свобода в трактовке Гегеля, лишенная своего действительного "субъекта", - это формальная свобода. Она была бы содержательной, если бы выступала как атрибут, свойство реальной бесконечной субстанции, была бы свободой реальной жизни.

Обращение Гегеля к понятию свободы не случайно. Свобода оказалась в центре внимания в век антифеодальных, буржуазных революций XVIII-XIX вв. Философия Гегеля - один из мощных интеллектуальных откликов или раскатов Великой Французской буржуазной революции ХVIII в., годовщину которой, как известно, Гегель регулярно отмечал.

Выдвижение свободы в центр философии истории имеет поэтому определенный гуманистический смысл, ставящий эту философию выше многих более поздних концепций исторического процесса.

Однако действительная история, включая историю России постсоветского времени, показала, что буржуазная свобода имеет формальный характер. Философия истории Гегеля бессознательно отобразила такой характер капиталистического общества.

Свобода в ее гегелевском понимании, как нечто формальное и бессодержательное, оказывается конечной. Иллюзия бесконечности свободы порождается именно этим характером понятия свободы, ее формальностью и пустотой. В философии Гегеля бесконечность, как мы позднее постараемся показать, является иллюзорной. Иллюзия бесконечности порождается именно бессодержательностью этого понятия: поскольку сколько-нибудь определенное содержание в нем отсутствует, возникает иллюзия отсутствия границ, т.е. иллюзия бесконечности. Иллюзия бесконечности в философии Гегеля - результат пустоты, а не наполненности понятия.

Прямым следствием исходного тезиса философии Гегеля является сформулированная им концепция человека и общества. По сути дела живые человеческие индивиды в его воззрениях - это пешки, которые передвигает по доске истории всесильный и чуждый им "абсолютный дух".

 

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

 

Абсолютный дух - это в-себе и для-себя сущее, единство понятия духа и его реальности, абсолютная истина. В абсолютном духе дух приходит к осознанию самого себя, т.е. к абсолютной истине. Абсолютный дух, в отличие от субъективного и объективного, бесконечен.

В своем развитии как самопознании абсолютный дух проходит три ступени, которые Гегель различает так, как различаются ступени человеческого познания – созерцание, представление, понятие.

Первой ступенью осознания духа самим себя является искусство, в котором дух созерцает себя, в полной свободе, как прекрасное.

Вторая ступень составлена религией, в которой дух благоговейно представляет себя.

В философии, высшей ступени самопознания духа, дух выступает как мыслящий себя в понятии.

Философия духа включает поэтому философию искусства, или эстетику, философию религии и философию истории философии.

 

ИСКУССТВО

 

Наиболее полно философия искусства была изложена Гегелем в "Лекциях по эстетике".

Искусство есть непосредственное знание духом самого себя. Оно распадается на произведение, имеющее характер внешнего, наличного бытия, субъект, его производящий, и субъект, созерцающий произведение.

Искусство пользуется природными формами, высшей из которых является форма человека.

Прекрасное, по Гегелю, - это не сама чувственная реальность, а заложенная в ней логическая идея, или бог. Искусство формулирует идеал прекрасного, который есть действительность, оформленная в соответствии со своим понятием. Прекрасное - это чувственное проявление идеи, т.е. абсолютного, бога. Цель искусства - примирение человека с действительностью.

В зависимости от развития идеала Гегель различает ступени развития или формы искусства - символическое, классическое и романтичес­кое.

Символическое искусство - искусство Древнего Востока. В нем единичный предмет служит средством выражения бога, или абсолютного, выступа­ет в качестве символа. Центральное место в искусстве этого периода занимает архитектура, которая воспроизводит дом бога.

Классическое искусство - искусство Древней Греции и Рима. В нем достигается единство формы и содержания. Содержанием искусства выступа­ет идея, бог, а формой - человек и его красота. Поскольку человек -подобие бога, в классическом искусстве его содержание - бог - полу­чает более явное выражение. Главное место в классическом искусстве занимает скульптура, воспроизводящая бога в формах человека. В класси­ческом искусстве полное выражение получает человеческая индивидуаль­ность ("прекрасная индивидуальность").

Классическое искусство создает наивысший идеал красоты. Большей красоты не было и не будет. Лучшие, наиболее гармоничные произведения искусства поэтому в прошлом, а не в настоящем или будущем.

В романтическом искусстве дух возвращается к себе. В искусстве этого периода получает выражение не внешняя, как в классическом, а внутренняя или духовная красота. Основная тема искусства теперь имеет религиозный характер. Первым и важнейшим предметом романтического искусства служит "искупительная история Христа".

Центральное место в романтическом искусстве занимает музыка и поэзия, в которых, в отличие от архитектуры и скульптуры, отсутствует пространственное и на первый план выходит духовное. Если темою символического искусства служит дом божий, классического - бог в его телесной человеческой форме, то темою романтического искусства выступает община, внутренний мир которой взволнован и охвачен идеею бога.

Безусловно, сильной стороной Гегелевой эстетики является то, что искусство рассматривается как познание бесконечного мира, в его отношении к бесконечному миру. На ступени искусства бесконечный мир воспринимается, переживается как прекрасный. Это весьма глубокая идея, которая, как нам представляется, оказалась не под силу эстетике XX в. Прекрасное может быть понято только как осознание бесконечного в его конечных формах человеком, который занимает весьма существенное место в бесконечном, не является чисто случайным эпизодом в бесконечном мире, "свечой на ветру".

Однако в трактовке искусства начинает весьма явственно выражаться крупный недостаток Гегелева понимания развития, поскольку высшие достижения искусства оказываются для него в прошлом. Печать конечности начинает проступать.

 

 

РЕЛИГИЯ

 

Развернутое изложение философии религии дано Гегелем в "Лекциях по философии религии".

Религия представляет собой более высокую ступень осознания духом самого себя. Дух для самого себя теперь предстает как бог, а религия – как религия откровения, "в которой источником откровения является бог" [58]. Бог - осознание духом самого себя в форме чувства, представления и рассудка. Философия, таким образом, стоит выше религии, хотя Гегель усиленно подчеркивает их единство и тождество. Религия существует для всех людей, философия - для мыслящего разума.

В противоположность Канту, убедительно опровергавшему доказательства бытия бога, Гегель считает эти доказательства действительными, включая так называемое онтологическое доказательство, которое представляет собой явную тавтологию. В конечном счете, "на дне" Гегелевой мотивировки действительности этих доказательств мы обнаруживаем тот же логический туман и предвзятость, которые связаны с исходной позицией гегельянской философии - понятием абсолютной логической идеи, вводимой без каких-либо явственных и логически чистых доказательств. В гегелевском анализе доказательств бытия бога мы встречаемся с ярким вариантом "грезящей философии".

Гегель подгоняет свою философию религии под христианскую догматику. Особое место в этом занимает его интерпретация Троицы на основе открытого им закона отрицания отрицания. С его точки зрения, бог-отец - идея в ее всеобщности, бог-сын - в форме явления, а святой дух - идея, проявляющаяся в деятельности религиозной общины.

Трактовка религии, данная с позиций логической концепции философа, так же оказывается своеобразной прикладной логикой. При этом логическая концепция не всегда удобна для выражения христианской догматики. Не случайно в философии религии Гегель вообще обходит весьма  важ­ный религиозный догмат о бессмертии души, о загробной жизни. Они, очевидно, оказываются логически "трудно выполнимыми".

 

ФИЛОСОФИЯ

 

В "Философии духа" философии отведено с десяток страниц. Развернутая характеристика философии как ступени абсолютного духа дана в "Лекциях по истории философии".

Философия, вернее, история философской мысли составляет наивысшую ступень самосознания абсолютного духа. Философия "есть мыслящая себя идея", "знающий себя разум" [59]. Искусство и религия познают дух еще не в адекватной духу форме. Только философия осознает дух адекватно его природе, в понятиях, философских категориях. Гегель таким образом ставит философию как науку выше религиозного сознания, хотя и уделяет чрезвычайно много места рассуждениям о тождестве религии и философии. В разделе "Философия" "Философии духа" этому отведено значительно больше страниц, чем характеристике самой философии.

В трактовке истории философской мысли Гегель высказывает ряд глубоких соображений, не потерявших своего значения до настоящего времени.

Гегель считает, что философия является выражением "духа эпохи", "духа народа". Философия "есть высший цвет, она есть понятие всего образа духа, сознание и духовная сущность всего состояния народа, дух времени как мыслящий себя дух" [60]. Однако понятие духа времени не получило у Гегеля сколько-нибудь глубокой научной интерпретации.

Гегель рассматривает развитие философии как прогрессивное движение от низшего к высшему, более совершенному или конкретному. В этой связи он вновь обращается к понятию развития, давая наиболее полное его изложение (85-87).

Весьма ценным моментом концепции Гегеля является его трактовка развития философии как закономерного процесса движения к истине. Гегель решительно отвергает понимание реального процесса истории философии как простого "перечня мнений". Такого рода представление он считал поверхностным.

Гегель полагает, что последовательность философских систем в истории философии - "та же самая, что и последовательность в выведении логических определений идеи "(93). Если освободить основные понятия в истории философских систем от частностей и случайностей, "то мы получим различные определения самой идеи в ее логическом понятии" (91).

Развивая эту мысль, Гегель утверждает, что история философии не является нагромождением ошибок, давно умерших философских систем. Каждая система прошлого содержит какой-то элемент истины, а целостный процесс развития философии дает абсолютную истину как таковую. "… Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого" (98).

В соответствии с изложенной концепцией Гегель строит свой анализ истории философской мысли в "Лекциях по истории философии". Основная идея Гегеля - об историко-философском процессе как движении к истине - безусловно сохраняет свое значение для нашего времени. Она стоит несравненно выше распространившегося в последние годы в российской философской науке "плюралистического" представления о равноценности любых философских взглядов - рационалистических и иррационалистических, материалистических и идеалистических, научных и религиозных и т.д. Такой поверхностный "плюрализм" явился в последнее время одной из причин распространения в России реакционнейших философских взглядов, нанесших заметный урон российскому менталитету.

Принципиальная оценка историко-философской концепции Гегеля может быть дана только в результате итогового анализа его философской концепции в целом. Поэтому мы ограничимся пока несколькими замечаниями. Трактовка историко-философского процесса Гегелем определяется его общей концепцией мира как проявления абсолютной логической идеи, познающей самое себя. Реализуя эту концепцию, Гегель, как уже было показано в историко-философской науке, подгоняет реальный историко-философский процесс под свою схему. В этом "критериальном" моменте его философии так же выражается существеннейшая ее особенность – предвзятость исходных положений. Показано, что историко-философский процесс в целом, его основные закономерные этапы развития явно не укладываются в навязываемую философом схему движения к истине в гегелевском ее понимании, т.е. в конечном счете - к философии самого Гегеля, дальше которой мысли уже нет ходу.

Гегель заметно обедняет историко-философский процесс. Будучи идеалистом, он отдает явное предпочтение идеалистическим философским системам, либо замалчивая материалистические системы, либо ошибочно изображая их как идеалистические. Так, относительно материалистического представления Фалеса о воде как материальной первооснове мира Гегель пишет, что "сама вода положена Фалесом по образу духа" (270). Крупнейшему материалисту ХVIII в. Д. Дидро Гегель уделяет буквально несколько строчек. Немногим больше повезло Гольбаху и Гельвецию. Зато Платону посвящено около сотни страниц. Многие "глубокомысленные" натяжки Гегеля выглядят столь же наивно, сколь и его опровержение теории разложения света Ньютона. В методе подгонки историко-философского процесса под принятую логическую схему явственно выражаются дефекты гегелевской философии, вводимого им типа интеллекта.

По Гегелю, философия всегда имеет ретроспективный характер, она обращена в прошлое. В качестве мысли о мире она всегда появляется тогда, когда действительность уже завершена. Обращенность в прошлое - симптоматический момент Гегелева понимания философии.

Поистине завершающей мыслью Гегелевой концепции философии, абсолютного духа в целом, является молчаливый итог, к которому подводит вся его философская система, - признание Гегелевой философии вершиной философской мысли, абсолютного духа, который в лице этой философии окончательно приходит к осознанию самого себя.

Заметим также, что в перечне форм самопознания духа в философии Гегеля нет места естественным наукам вообще. Последние оказываются некой несамостоятельной и второстепенной формой познания, а философия - "наукой наук", "царицей наук". Отношение к естественным, да и вообще к конкретным наукам, выраженное в философии Гегеля, явно отдает средневековьем, является пережитком средневекового интеллекта. Это еще один "критериальный" момент, в котором философия великого мыслителя обнаруживает свою действительную природу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...