Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЗИКА ОСОБЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ




 

На этом уровне физическое выступает как особенная (или обособлен­ная) индивидуальность, которую философ усматривает прежде всего в существовании удельного веса, особого для каждого отдельного физического вещества или тела. Далее в своем духе Гегель рассматривает сцепление физических тел, звук, теплоту как процесс выявления идеальности или формы, скрытой под материальной оболочкой. Звук - это внутреннее дрожание материи, зависящее от сцепления. "Рождение звука, - философствует Гегель, - с трудом поддается пониманию" (192). "При звучании тела мы чувст­вуем, что вступаем в высшую сферу; звучание затрагивает наше интимней­шее чувство. Оно проникает в душу, потому что оно само есть внутреннее, субъективное. Звучание само по себе есть самость индивидуаль­ности, но это не абстрактная индивидуальность, подобная свету, а как бы механический свет, который обнаруживается в сцеплении частиц лишь как время движения" (191). Звук по своей глубинной сути - это "жало­бы идеального, находящегося во власти другого", материи (192).

"Философия природы " Гегеля дает прекрасный материал для понима­ния особенностей вводимого им нового типа интеллекта. Гениальные идеи о развитии, исключительная во многих случаях проницательность в соче­тании с наивными и "грезящими" фантазиями относительно простых фи­зических явлений - характерные черты этой исторической формы интел­лекта.

 

12.3.3. ФИЗИКА ЦЕЛОСТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Под целостной индивидуальностью Гегель понимает физические тела, образованные полярными противоположностями. В единстве противоположностей, составляющем физическую индивидуальность, Гегель усматривает проявление понятия как единства противоположностей.

Целостная индивидуальность проходит три ступени: а. Непосредственный образ как таковой – магнетизм, в. Индивидуальное обособление - электричество, с. Индивидуальность, имеющая тело своими моментами, - химический процесс.

В магнетизме полюса, или противоположности, даны в нераздельном единстве, ибо полюса магнита не могут существовать по отдельности. В электричестве противоположности - уже самостоятельные индивидуальности. В химическом процессе полюса вновь объединяются процессом нейтрализации. Химический процесс есть процесс формирования реально индивидуализированной материи. Уже магнит в простейшей, наивной форме выражает природу понятия и поэтому выступает в форме умозаключения.

В заключении о целостной индивидуальности Гегель обращается к проблеме цвета, которая занимает здесь примерно то же место, что в предшествующих отделах свет и звук. Проблема цвета - это проблема свойств обособленных тел и их отношения к цвету. Гегель занимает крайне отрицательную позицию по отношению к теории света, созданной Ньютоном.

Отношение Гегеля к теории света как смеси семи простейших цве­тов еще раз обнаруживает поразительную особенность его мышления - смесь проницательности с наивностью. Гегель выдвигает против теории смешения цветов "убийственный", по его мнению, аргумент: эта теория изображает дело так, будто светлое состоит из семи форм темноты. Поразительно, но довольно тривиальный парадокс светлого как смеси цветов ставит гениальный диалектический ум в тупик.

Отметим также, что, рассматривая роль света, звука и цвета в связи с их воздействием на человека, Гегель явно игнорирует тот факт, что то, что мы называем светом, звуком и цветом, есть на самом деле не чисто объективное явление, а единство субъективного и объективного.

 

12.4. ОРГАНИКА, ИЛИ ОРГАНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

 

Химический процесс, как соединение исходных веществ, уничтожает индивидуальные тела и в то же время производит новое индивидуальное тело. В этом он аналогичен жизни. Но химический процесс угасает и не может самовоспроизводиться. Самовоспроизводящийся процесс - это жизнь.

Жизнь есть самопорождение и осуществляется благодаря трем процессам: самоформирования, или расчленения; самосохранения, или питания (ас­симиляция); размножения, или рождения.

Жизнь есть противоречие, она несет в себе свое разрушение, "всегда попадает в опасность", но уживается с этим противоречием. Жизнь способна заключать в себе и переносить противоречие самому себе.

Живое проходит три ступени своего развития: А. Геологический организм; В. Как особенная формальная субъективность - растительный организм; С. Как единичная конкретная субъективность - животный организм.

 

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

 

Земля - это основание и почва живого. Поэтому Гегель определяет ее как "организм в себе", "геологический организм", хотя Земля не есть еще собственно живое.

Земля, подобно живому, имеет свою историю. В отличие от собственно живого Земля не расчленяет сама себя, т.е. не обладает способностью самоформирования. Земля - лучшая из всех планет.

Рассматривая части света, Гегель находит в их различиях несуществующий внутренний смысл, выражение развивающейся идеи. Новый свет (Америка), по его мнению, представляет собой "неразвитое раздвоение на северную и южную части подобно магниту" (375). Старый же свет яв­ляет совершенное раздвоение на три части. Африка и Азия - две противоположности. Европа "образует сознание, разумную часть Земли, раздво­ение рек, долин и гор, и центром ее является Германия" (375). Итак, выйдя из космических глубин абсолютной идеи, Гегелев интеллект подошел к чрезвычайно важному для него обстоятельству - "центром" разумной Европы является Германия. Немцы, утратившие недавно свою философию, похоже, теперь ее получили. Мы уже достаточно прониклись духом логики Гегеля, во многом усвоили его правила игры и оказались способными на некоторую проницательность: мы начинаем догадываться, какой совершенный разум окажется в центре Германии, наиболее совер­шенной части "разумной Европы".

Геологический организм, расчленившийся на сушу и море, готов ожи­виться и везде дает начало точечной жизни.

 

РАСТИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА

 

Геологический организм обладает жизнью только в-себе, а не в наличном бытии. Растение есть уже живая индивидуальность. Однако в растении еще заметна геометрическая конструкция, которая была характерна для минералов: в структуре растения преобладает прямая линия, в форме листа - плоскость. Поэтому в растении мы встречаемся с рас­судком, проявляющимся в "прямолинейном стиле". У растения еще нет неделимой самости, источника самоощущения и самопроизвольного движения.

 

ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

 

Противоречие растения заключается в том, что оно формирует себя, питается и размножается, но никогда не приходит к самому себе, а всегда выходит за свой пределы. Растение не есть для-себя-бытие, оно всегда бытие для другого: оно определено к тому, чтобы быть видимым, обоняемым, вкушаемым.

В животном организме органическая индивидуальность существует уже как субъективность, как для-себя-бытие. Животное есть самоощущение и самочувствие, но не самосознание. Животная самость и субъективность присутствуют во всех частях тела и являются тем, что называют душой. Душу нельзя определить пространственно, хотя она присутствует во всех точках животного организма.

Животный организм нуждается во внешнем мире для своего существования. Он обладает потребностями, которые стремится удовлетворить. Животное поэтому постоянно выходит за свои пределы и возвращается к себе. В при­роде только животное существо есть понятие. Такое существо способно заключать в себе и переносить противоречие самому себе. Оно есть поэ­тому субъект и в своей способности переносить противоречие заключает в себе бесконечность.

Если в растении еще заметна геометрическая конструкция, т.е. рассудок, то в структуре животного выражен разум.

Животные индивиды образуют род, в котором выражается один из важнейших процессов живого - размножение. Род стремится сам себя воспроизвести и достигнуть существования, которое реализуется в потоке поко­лений. В роде индивидуумы находят свою смерть. Род есть смерть индивидуума. Через смерть индивидуума из природы возникает дух как субъект мышления. "Дух выходит, таким образом, из природы. Цель приро­ды - умертвить саму себя и прорвать кору непосредственности, чувственности, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа" (578).

Однако неверно думать, что дух не существовал до природы. "Будучи целью природы, он именно поэтому предшествует ей, она вышла из него, но не эмпирически, а так, что он, предпосылающий ее себе, уже всегда содер­жится в ней" (578).

Дух, логически возникая из природы, освобождается от природы и ее необходимости.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...