Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 12. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ




 

Понятие природы

 

"...Природа есть идея в форме инобытия" [50]. До некоторой степени был прав Шеллинг, отмечает Гегель, определивший природу как окаменевшую мысль.

Идея в своем развитии проходит три ступени: Всеобщее (логика), Особенное (природа), Единичное (дух). Природа занимает промежуточное место между логикой и духом. Шеллингово определение природы Гегель считал ошибочным в том отношении, что в природе идея продолжает свое развитие, но не в собственно ее материальной оболочке, а в ее внутреннем содержании, в понятии. Это развитие имеет направление, которое Гегель определяет как движение от низших ступеней к высшим (в про­тивоположность восточной концепции развития как эманации), как про­цесс становления природы духом: "природа есть в самой себе процесс становления духом, процесс снятия своего инобытия" (26).

Развитие природы имеет цель - мыслящий индивид, с которым идея вступит в область духа.

Процесс развития понятия природы протекает вне времени и пространства. Гегель поэтому решительно отвергает мысль о том, что из неорганической природы реально, во времени и пространстве, возникает органика, а последняя проходит во времени ступени от простейших организмов до высших, включая человека. Гегель, таким образом, вступает в полное противоречие с идеей эволюции в биологии, превращая действительный процесс эволюции живых организмом во вневременной и внепространственный "процесс" понятия.

Природа есть "система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой и является ближайшей истиной той, из которой она проистекала, причем, однако, здесь нет естественного процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основания природы. Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие" (33). Эти ступени образуют три цар­ства природы, которые Гегель определяет теперь (в отличие от "Логики") как механику, физику и органику.

Каждая ступень кажется самостоятельно существующей. Однако последнее царство природы есть конкретное единство предыдущих, "как и вооб­ще каждая последующая ступень содержит в себе низшие ступени и вместе с тем противопоставляет их себе как свою неорганическую природу. Одна ступень есть власть над другой ступенью, и это - взаим­но..." (43).

В трактовке трех ступеней природы и их взаимодействия Гегель замечательно метко схватил связи, которые обнаруживало современное ему естествознание. В этом несомненная заслуга философа перед будущей наукой и философией науки, в которой теория соотношения высших и низ­ших ступеней развития - физической, химической, биологической и социальной - занимает весьма важное место в эпоху современной на­учно-технической революции. Однако Гегель представил сущность и вза­имосвязи природы как связи и движение понятия, а не действительной материальной реальности, в чем резко отошел от духа естествознания.

Это двойственное отношение к действительной науке – характерная черта нового типа интеллекта, вводимого философией Гегеля.

Три важнейшие ступени природы, представляющие собой реализацию трех ступеней понятия (объекта), суть движение от всеобщей к особен­ной и единичной телесности. Последняя дает начало развитию духа, возвращению идеи к себе и для себя. Развитие идеи имеет, таким обра­зом, многоплановый, многоструйный характер, при этом направление этих логических "струй" - от всеобщего к особенному и единичному. Наиболее фундаментальный уровень или "струю" составляют три основные ступени логической идеи - логика (всеобщее), природа (особенное), дух (единич­ное). Второе направление - в рамках природы - от всеобщей к особенной и единичной телесности. Позднее к этим направлениям к единичному, ин­дивидуальному прибавятся новые. Подготовка понятия человеческого ин­дивидуума, личности, духа идет у Гегеля, таким образом, весьма широким фронтом развития идеи. При этом следует учесть, что единичное и инди­видуальное у Гегеля - не чистая и формальная индивидуальность, а ин­дивидуальность, несущая в себе всеобщее и особенное. Единичное и индивидуальное в философии Гегеля - это индивидуализированная всеобщ­ность - весьма впечатляющая конструкция.

 

МЕХАНИКА

 

Механика, как первая ступень природы, есть область агрегата, составленного из индифферентных друг другу элементов. Механика, как исходный раздел философии природы, включает три части: А. Пространство и время. Абсолютная механика; В. Материя и движение. Конечная механика; С. Абсолютная механика.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

 

Первое или непосредственное определение природы - абстрактная всеобщность ее вне-себя-бытия - пространство. Оно есть идеальная рядоположенность. Пространство - вообще чистое количество. Природа начинается поэтому с количественного, а не с качественного, в отличие от логики. Пространство дискретно и непрерывно. Оно никогда не бывает самостоятельным пространством, "оно есть всегда наполненное простран­ство" (47). Пространство трехмерно.

Элементом пространства является точка, которая одновременно пространственна и непространственна. Противоречие точки разрешается в линии, которая далее образует плоскость, становящуюся затем трехмерным пространством.

Действительным отрицанием пространства выступает точка во времени, или время. Время есть "бытие, которое, существуя, не существует и, не существуя, существует, - оно есть созерцаемое становление" (52). Измерения времени – настоящее, будущее и прошедшее. Лишь настоящее су­ществует, истинным же настоящим является вечность.

 

12.2.2. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.

КОНЕЧНАЯ МЕХАНИКА

 

Пространство и время предстают перед нами как первые и абстрактные определения природы. Их "истиной является материя" (64). Материя существует только в движении. "Точно так же как нет движения без материи, так не существует материи без движения" (64).

Материя - не просто единство пространства и времени, она есть то, что наполняет пространство и время. Материя есть единство притяжения и отталкивания, материя обладает тяжестью, "по своему существу сама тяжела" (66). Тяжесть - не внешнее свойство материи, она "составляет субстанциальность материи" (66). В тяжести как самой субстанциально­сти материи Гегель усматривает глубинную сущность материи, строя на этом свою принципиальную концепцию материи и, в конечном счете, мира как логической идеи.

Благодаря тяжести материя обнаруживает падение, стремление к некоторому центру. "Можно сказать, что материя притягивается центром" (66). При этом "мы не должны мыслить центр материальным" (66). В том и состоит суть материи, что она "полагает свой центр вне себя" (66).

Тяжесть есть так сказать признание ничтожества материи, ее несамостоятельности и противоречивости. Противоречие материи состоит в том, что в ее для-себя-бытии она заключает вне-себя-бытие. Материя есть самость, находящаяся вне себя. Косность материи обна­руживается в том, что она находится в состоянии покоя или движения, пока внешняя причина не выведет ее из этого состояния.

Концепция материи - один из ключевых моментов системы философии Гегеля, "фокус" этой философии, в котором в концентрированном виде выражены основные идеи Гегелевой системы, ее основная суть, квинтэссен­ция вводимого философом типа интеллекта.

Гегелево понятие материи - продукт своеобразного переплетения предвзятости, изобретательности и наивности мысли. Начать с того, что макромеханика не может служить тем преимущественным научным основанием, на базе которого может быть создано научное понятие материи. В своей концепции материи Гегель полностью проигнорировал физику, химию, биологию, науки об обществе. Ошибочной была и уверенность фило­софа в том, что механика - наипростейший уровень объективной реально­сти. От философа ускользнула физическая суть "тяжести", или тяготения, даже в том виде, в каком она трактовалась Ньютоном. Физические пред­ставления о тяготении, массе, свободном падении не давали никаких ос­нований для утверждения, что центр, к которому стремится тяжелая мате­рия, находится вне материи. В теории Ньютона тяготение выступает как свойство самих тяготеющих масс. Истолкование тяготения как стремления материи вовне, к некоему идеальному центру, выглядит весьма наивно, представляет собой яркий образец "грезящего" мышления.

Пассивность материи, ее фактически почти полная бессодержательность в трактовке Гегеля - результат не научных обобщений эмпирического материала, а предвзятой мысли о первичности идеи, логического, духовно­го по отношению к материальному миру. Фантазирование с указанных позиций, иногда - "грезящее" фантазирование, в сочетании с определенной проницательностью и изобретательностью характерно для всего последующего изложения "Философии природы".

 

АБСОЛЮТНАЯ МЕХАНИКА

 

Высшей ступенью развития механического Гегель считает солнечную систему как проявление разума во вселенной. Планеты - наиболее со­вершенные тела. Земля - совершеннейшая из планет. Лунообразные и коме­тообразные тела представляют собой менее совершенную телесность, лишенную центра.

Гегель отмечает великие заслуги Кеплера, открывшего законы движения планет, и Ньютона, построившего теорию тяготения - всеобщего притя­жения, или тяжести.

В истолковании солнечной системы как высшего выражения разума явственно проступает наивный геоцентризм философии природы Гегеля.

 

ФИЗИКА

 

В механике преобладающее значение имели категории количества и меры. В физике на первый план выходят качество и сущность. В физике речь идет об общих и частных свойствах материи, сочетание которых обус­ловливает индивидуализацию материи. Физическое проходит ступени всеобщей, особенной и цельной (тотальной) индивидуальности. В физике, таким образом, Гегель вводит третью мощную тенденцию индивидуализа­ции, движения от всеобщего к индивидуальному.

 

12.3.1. ФИЗИКА ВСЕОБЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

В механике материя выступает как тяжелая, стремящаяся к находящемуся вне ее центру. Когда она достигает центра как своей цели, материя становится абсолютно легкой. Теперь материя не замкнута в себе и не темна, а раскрывается и распространяется. Это обнаружение материи есть свет, абсолютно легкий и экспансивный. Свет - всеобщая самость материи.

"Эта существующая всеобщая самость материи есть свет, как индивидуальность она есть звезда, а последняя как момент некой тотальности есть Солнце" (120). "Свет как налично существующее тождество есть чистая линия, соотносящаяся лишь с со6ой" (121). "Свет приводят нас в сферу всеобщей связи. Благодаря тому, что все находится в свете, все существует для нас теоретически, не сопротивляется нам" (122).

Свет, с точки зрения Гегеля, есть царство рефлексии материи. В учении о сущности свет служил средством пояснения того, что есть рефлексия: отражение в другом, существование в другом. На уровне при­роды свет выступает теперь как область рефлективного отношения. Свет, делающий вещи видимыми и обнаруживающий их, есть царство рефлексии. Свет выступает поэтому выЁрЦЃ_______________________Ђ_Ђдуха в природе.

Трактовка Гегелем перехода от "тяжелой" материи к "легкой" и "свет­лой" поражает своей наивностью, родом "грезящей" фантазии. Все более явственно обнаруживается коренной недостаток философии Гегеля, его метода, способа мышления, присущего вводимому им типу интеллекта. Гегель не следует непосредственному смыслу физических явлений и открытий, а ищет в них подтверждения заранее принятых представлений об идее, мышлении как сущности мира. Игнорируя прямой реалистический смысл физических открытий, Гегель изначально нарушает требования здравого смы­сла, составляющего первооснову парадигмы реалистического мышления: рассматривать мир таким, каков он на самом деле, без всяких посторонних прибавлений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...