Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОХРАНА ТРУДА КАК СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует. Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. Кто должен проводить специальную оценку? Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места. Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ. Человек подвергается воздействию опасностей в своей жизни деятельности практически постоянно (табл. 5.1). Таблица 5.1 Комфортные условия жизнедеятельности
Опасным фактором называется фактор, воздействие которого приводит к травме или к не излечиваемого временем острому заболеванию, смерти. Травма – повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием в результате несчастного случая на производстве. К опасным факторам относятся (рис. 5.1): · электрический ток определенной силы; · раскаленные тела; · возможность падения с высоты предметов; · оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д. Вредным фактором называется фактор, воздействие которого приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. Под вредными факторами понимают: · неблагоприятные метеорологические условия; · запыленность и загазованность воздушной среды; · воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации; · наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений. Все опасные и вредные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические (рис.5.1).
Рис. 5.1. Схема опасных и вредных факторов Классификация производственных факторов в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74. Физические факторы – электрический ток, кинетическая энергия движущихся машин и оборудования или их частей; повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточная освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др., (взрыв, пожар). Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях. Биологические факторы – это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных. Психофизиологические факторы – физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда. Условия, в которых учится и трудится человек, влияют на результаты учебы и работ, здоровье и продолжительность активной жизни человека. 1. Параметры микроклимата в производственных и учебных помещениях. В процессе труда и учебы в учебных и производственном помещении человек находится под влиянием определенных метеорологических условий – климата внутренней среды этих помещений. К основным нормируемым показателям микроклимата воздуха относятся: температура (t, °С), относительная влажность (φ, %), скорость движения воздуха (V, м/с). В отечественных нормативных документах введены понятия оптимальных и допустимых параметров микроклимата. Оптимальными параметрами микроклимата являются такие сочетания количественных параметров, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности. Допустимые параметры микроклимата обеспечиваются таким сочетанием количественных параметров, которое при длительном и систематическом воздействии на человека может вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма, сопровождающиеся напряжением механизмов терморегуляции, не выходящим за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться ухудшение самочувствия и снижение работоспособности (табл. 5.2). Таблица 5.2 Параметры микроклимата
Для создания требуемых параметров микроклимата применяют системы вентиляции и кондиционирования воздуха, а также различные отопительные установки. 2. Освещение. Освещение является элементом условий трудовой и учебной деятельности человека. Правильно организованное освещение рабочего места обеспечивает сохранность зрения человека и нормальное состояние его нервной системы, а также безопасность в процессе производства. Видимый свет – это электромагнитные волны с длиной волны от 770 до 380 нм (1 нанометр = 109 м). Он входит в оптическую область электромагнитного спектра, который ограничен длинами волн от 10 до 340 000 нм. Кроме видимого света в оптическую область входит ультрафиолетовое излучение (длины волн от 10 до 380 нм) и инфракрасное (тепловое) излучение (от 770 до 340 000 нм). Различают следующие виды освещения: естественное, искусственное, совмещенное (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Схема видов освещений
Таблица 5.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |