Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина» Аргументируйте свою позицию




В комедии Гоголя "Ревизор" читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым.  От фамилии этого персонажа и появилось слово хлестаковщина.Что же такое "хлестаковщина"?Хлестаковщина= беззастенчивое вранье, хвастовство, беспросветная глупость,жадность, мотовство, душевная пустота,агрессивная трусоватость( желание распекать трактирщика).

Например , долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли.

Билет №9

О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С

Помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

Стихотворный цикл «На поле Куликовом» написан в 1908 году и состоит из пяти стихотворений. В цикле поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость России. В этом цикле поэт обращается к историческому прошлому России - Куликовской битве, произошедшей 8 сентября 1380 г. Русские войска во главе с московским князем Дмитрием Донским одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды под предводительством хана Мамая на поле Куликовом при слиянии рек Дона и Непрядвы. Это была первая значительная победа за всю историю 150-летнего ига монголо-татар. И хотя эта битва не привела к уничтожению гнета Золотой Орды, но стала переломом в русской истории, в сознании русского народа, получившего

уверенность в своих силах.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал. Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость от монголо-татар. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

Александр Блок в своем стихотворении проводит параллель Куликовской битвы и современных ему событий, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и

уничтожить страну, которая так дорога поэту. Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому. Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих

исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый

воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая

битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы

потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями- славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех

тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога.

«Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.

Цикл «На поле Куликовом» пронизан любовью поэта к своей Родине и горечью о ее судьбе. .«О Русь моя! Жена моя!» - восклицает он. Родина – самое святое, чему поклоняется служит поэт : «Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда»,- в этих строках Россия сопоставляется с ликом Богоматери.. Интересно, как меняются лики этого образа: сначала картина русской природы («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» и т.д.), потом Русь - Жена, наконец, родина святая. Святость чувства поэта к родине подчеркивается образами лебедей,всегда символизировавших верность, чистоту.

Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а

также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством

причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического,

правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и

нужно!» Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть

такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого

слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и

в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь, после

смерти, Акакий Акакиевич способен постоять за себя. Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел. Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...