Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70ХХ




 -изучение динамики н/з, -реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска, -исследование социокультурных факторов развития и функционирования н/з.Важнейш. задачу фл-ии Поппер считал проблему демаркации – отделение научн. зн-я от ненаучн. и нахождение критерия, кот. позволял бы провести разгранич. между эмпирич. науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также философскими сист-ми - с другой. Методом демаркации явл. фальсификация – принцип. опровержимость любого научного утверждения. Однако данную методологическую процедуру он рассматривал не как самоцель, а лишь как спос-ть теории, гипотезы и т.д. подвергнуться критическому анализу.В работах Поппера видят истоки постпозит-ма ( к нему отн. Куна, Лакатоса). Для него хар-но след.: снижение интереса к поблемам формальной логики; обращение к истории науки; изучение, а не анализ динамики развития «готового» научного зн-я; отказ от всяких жёстких разграничений – эмперии и теории, науки и филос-ии; осмысление разв-я знания как единства количественных и качеств. изм-ий.

Филос. экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.

Возник в нач. 20-х гг. в Германии, позже во Франции. Экзистенциализм-иррационалистич ф, предметом рассмотр кот явл не объективная реальность, а внутр мир чел.Фил-я Э обратилась к проблемам критических, кризисных ситуаций в разв. об-ва, пытаясь рассмотреть чел-ка в его хождении по мукам, переживаний жестоких испытаний. В центре вним. - частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решение и выбор своего жизн. пути, отн-е чел-ка к смерти. Гл. проблема Э – проблема существования. Осознание каждым индивидом собственной смерти и несовершенства. Она есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Побуждение к подлинному существ. содержится в таких феноминах как страх, экзистенциональная тревога, тошнота. По мнению Э., человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне об-ва.История есть обстоятельства чел. жизни, разросшиеся до размеров об-ваю Человек просто пребывает в ней, стихийно вовлечённый в данный процесс. Осознав это он преобретает стойкость, неох. для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном историч. прогнозе.В 1939-45 гг. центром Э. дв-я становится Франция. Жан-Поль Стар. «Бытие и ничто».По Стару, мир составляют два типа реальности, разделённые изначально: всё то что есть, т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие «есть».Человек есть, прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится.Основной хар-кой явл свобода(негативная бунт, позитивная выбор).Э стал отражением кризисности человеч существован и попыткой защиты чел индивид в усл омассовления культ и общ.

Проблема чел-ка и религ. философии 20в.

Совр. религ. направления фил. возникли в русле христ. религ. Наиб. устойчивостью и влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм- офиц.ф-я катол. церкви. Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет. постулатов. Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и  провозглаш. себя«ф-ей, сохран. В веках». Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского.Неотомизм оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»-самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума. «материя»-неопредел. субъект, к-ый без формы не обладает реальным существованием, «форма»-животворящее начало, вносящее в мир качеств. различия и структурную определённость вещей. Задачи неот-стов - превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм сформировался в к.19в.в России (Бердяев) и США(Брайтмен). Фр(Лакруа). Мировозр-ая установка персонализма- примирить религию с некот. буржуазными гуманистич ценностями. Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма. Исходный пункт-самосознающая чел.индивид-ть. Основу личности образует не разлож-ая на части цельность, ее«абсолютная и суверенная самос-ть»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе. Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реал-ии личности, а не ее цель, сущность, рез-т. Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная активность, сп-ть к соверш-ию. Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми имеет в кач-ве прообраза изв. связь чела с Богом.

21. Философская герменевтикаВ античн. время под Г. понималось искусство истолкования и разъяснения. оснават. совр. Г-Дильтей.,положил нач. наукам о межличностном понимании. Интерпретация стала теоретич базисом наук о Духе.Ядро Г-искусство аллегорич интерпретации, с пом кот раскрывался скрытый смысл текста.Мартин Хайерггер:Г. есть ни что иное, как феноменология человеч. бытия. Г. выдвинула проблему понимания текстов. Любой текст всегда имеет два смысла: то, что мы можем увидеть и прочитать и скрытый смысл. Задача герменевтики состоит в том, чтобы понять скрытый смысл. Основу познания всегда сост-ет «предварительное понимание», заданное традицией.

Структурализм

Носителем же понимания, традиции явл. язык. Структурализм-строение гуманитарного знания. Можно охарактериз как попытку выявить глубинные универсальные ментальные стр-ры социума на всех его уровнях – в лит-ре,матем. и т. д.Основан на убеждении в сущ ед всего сущного,универсальности его принципов. Фердинаед де Соссюра. Рассматр. язык как с-му знаков, вследств. чего лингвистика станов. частью нов. науки – семиологии, изуч. знаки. Клод Леви-Стросс стремился постичь универсальные стр-ры об-ва через исслед. мифов.Они выступают как особые языки,организ в соответствии с устойчивыми структурными правилами,соблюд кот явл гарантом нормального функц общ.Язык определяет мышление и поведение людей.

Постмодернизм

Определяют как особое состояние в культХХ-нХ1 в,связ с разочарованием в ценностях Просвещения и индустр-капитал общ. (Деррида, Гваттари)уделяя внимание описанию «игры частностями», не претендует на создание общей теории .Идеалом П-ма выступает единство предметных полей, т.е. соединение религии, искусства, науки, философии, искусства и т.п. Общие установки П-ма: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируютя в текстах, философствование без субъекта.Критика логоцентризма.Ирония по отношению к любой позиции,претендующей на авторитет,акцент на анализе поверхностных явлений,стирание пространственных и временных границ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...