Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные хар-ки классической и неоклас. филос.




Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Венцом классич. фил-ии считают нем. класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив. не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз. общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн. порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Нач. 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем .Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм.  Др.фил-ие течения порывают с классич. теорией,уже не основываются на разуме, идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич. фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр. состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен. чувств.связь с миром Гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. Истина относительна(релятивизм),практическая ориентация ф,субъективизм, приоритет вероятностных связей в мире,действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком.

Соц-эк и идейные предпос. филос. марксизма.

Предпосылки: 1) соц-полит. условия ( развитие антагонистических противоречий капитализма и прежде всего между трудом и капиталом). 2) теоретические источники ( классическая немецкая философия: идеалистическая диалектика гегеля, философский материализм фейербаха). 3) естественно-научные предпосылки ( три великих открытия 19в.: открытие клетки, закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение дарвина о происх. видов)Маркс определил суть нового мировоззрения: «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Задача:проникнуть в загрань внеш.ясности обыденной жизни. Осн..?.ф-и. есть ? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального, материи и созн-я и т.д. О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир

 Социальная филос. марксизма. Эволюция в учениях зап. маркс. и неом…

Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс.Развитие общества они рассматривали по аналогии с развитием природы.Основу общества составляет экономическая сфера, связанная с трудовой деятельностью людей по производству благ.Черты:1.Материалистич поним-ие истории (экономические отношения—базис, все остальные сферы жизни общ-ва определ ими)2Коммунистич формации присущи: отсутствие эксплуатации чела челом и противопост-ия умственного труда физическому, превращение труда в первую потребность жизни, всесторонне развитие индивидов («Каждый по способностям, каждому по потребностям»)3.Предложили понимание сущности чела как совокупности общественных отношений, где господствуют производственные отношения, включающие отношение людей к средствам производства, отношения обмена, отношения распределения.4.Проанализировали проблему отчуждённого труда как такой тип деятельности, который одновременно является условием жизни индивида и лишает его возможности развивать свои способности. При капитализма происходит отчуждение чела от результатов его труда, его творческой природы, другого чела. Классический марксизм получил дальнейшее развитие в:Отказе от догматизации основных положений марксизма (Бернштейн, Каутский): например, допущение возможности мирного развития капитализма;

Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

А. Шопенгауэр(,«Мир как воля и представление») стал основателем течения «фил-я жизни». Жизнь понимается как исходная прир реальность. Воля – бессознательный слепой порыв, стремление к жизни. Воля первична по отношению к разуму, истории и культуре. Чел – раб воли, страдающее сущ-во, где страдание явл-я следствием желания. Выход– преодоление животного инстинкта жизни. Фил-ю Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: люди злобны и эгоистичны, а мир – «наихудший из возможных».Фр. Ницше ( «Рождение трагедии из духа музыки»)шопенгауэрск волю к жизни конкретизирует как волю к власти. Жизнь – воля к власти, всё живое как бы стремится к власти, неравенство сил создаётся естеств образом. Жизнь – борьба всех против всех. Ницше критикует существующую форму нарвственности и культуры: наука и искусство уводят чел-а от жизни в мир искусственной гармонии, мораль вырастает из усилия слабых оправдать свою слабость, религия призывает не столько к жизни, сколько к смерти. История нуждается в новой иерархии ценностей, основанных на приоритете жизни и силы, носителем к-ой выступает грядущий сверхчел. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма.

Шопенгауэр основал фил жизни(Мир как воля и представление) В кач субстанцеального принципа жизни высткпает воля.Чел явл рабом своей воли. 2 разновидности людей,не явл рабом воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.Каждый чел располагает 3 высшими благами:здоровье, молодость, свобода,но мы их не ценим. Крайний пессимизм:люди злобны и эгоистичны. А этот мир наихудший из возможных.

Исторические формы позитивизма

Преувеличение роли науки.Гл. тезис позитивизма: всё подлинное,  положительное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец. наук или их синтетич. объед-я и что философия как самост. наука, претенд. на исслед-е особой сферы реальности, не имеет права на существов. Позит. пережил 3 этапа эволюции:

1.Классич П(Конт, Милль, Спенсер)30-40 Х1Х. Попыт. осмыслить противореч. между наукой того врем. и филос.,претендовавшей на роль «науки наук»,систематизация н.2. эмпириокритизм,(Мах, Авенариус)научн знание возможно как результат синтеза физич и психич опыта.Целью физич знания явл устан зависимости между чувчтв переживаниями, а понятия и теории науки-эт средства ее достижения.3.неопозитивизм 20 ХХ(Шлик, Карпан, Витгенштейн). Логич позитивизм(принципы:верификации, физикализм, конвенционализм) и лингвистич позитив.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...