Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.




В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ. -идейное течение, связ. с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Основные черты эпохи Просвещения:Идея переустройства мира на разумных началахбыла унаследована из предшествующих эпох и стала одной из самых главных идей Просвещения.Антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия-гл.задача) – главная характеристика духовной атмосферы эпохи Просвещения. Уверенность в силе человеческого разума, вера в его безграничные возможности.Ориентация науки на достижение экономического и социального благосостояния.Англ.(Дж. Локк), фр.(Д. Дидро, К. А. Гельвецкий, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер), нем. (И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт)Пр-я. Особое внимание уделялось правителям. т.к.просвещенные монархи Европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в. Особенно сильно заявило о себе во Фр. Наиб.яркая фигура-Вольтер. понимал ф-и как действенное орудие разума в борьбе против неразумного, отжившего свой век общ-ва. Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я. 1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прогресса.в трактате«Об общ.договоре» ф-ф разработал концепцию такой орган-ии общ-ва, кот. предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я, рав-во всех лиц и признание ими осн. з-нов. Для Фр Просвещ госуд выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них.

Гоббс(Левиафан)-природе чел присущи соперничество, недоверие и жажда славы, -госуд, возникшее на основе договора, призвано обеспечит порядок, -монархия-наилучшая форма правления.

Локк(трактаты о госуд правлении) –для естеств состояния людей характерны равенство, свобода. –госуд-результат необходимости защащать свободу и собственность, -разделение властей, -народ может свергнуть правит-во, если оно не выполняет условия договора.

10.материализм…

Материализм: Ламетри,Дидро,Гельвеция. В центре- чел,его интересы и стремления, к-ый рассм-ся ими как часть природы. От природы все люди равны - одинаково стремятся к выгоде и личному благосост, рождаются не добрыми не злыми. Боролись за коренное изменение общ. отн-й. Единств. источником зн-й чела о внеш.мире считали ощущения. Титаническим делом фр. матер-ов стало создание «Энциклопедии»,в к-ой была дана оценка всего того, что было достигнуто чел-ом в области ремесел, искусств и наук.Были атеистами.Религия рассматр как результат невежества.

Идея «гносеологической революции» и проблема Канта

Заверш .этапом форм-я фил. мысли Просвещ. явл. философия Канта.Тв-во делится на 2 периода: докритический и критический. В перв. периоде интересы фил-фа сосред. на проблемах естественнонаучного и натурфилософского хар-ра. Тв-во предст собой синтез 2-х осн. традиций европ. филос. – эмпиризм и рационализм. Различие мира и явлений вещей кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентн. Первый термин означ, что явл. имеет признаки априорности, второй – указыв. на нахожд. чего-либо за границами опыта. Исследуя возм-ти ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей. Таких идей три: Бог, Мир, Душа.Свою этику Кант строил с учётом рез-ов критики теоретич. разума. Данной пробл. посвящ. труд «Критика практического разума»,в кот. выявляются«условия возможности» чел. ума к моральному действию. Исходной посылкой было убеждение Канта в том, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как ср-во осуществл. каких то ни было задач, даже если бы это были задачи всеобщего блага.

Гегелевское учение о диалектике.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. классич. фил-я). отвергая учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции, фил. попыт. показать, что пр-сс возн. многого из единого постигается путём рационального познания. Инструментом он считал логическое мышление, а осн. формой – понятие. Отождествив понятие с самой сущностью вещей, Гегель представил всё мировое раз-е как развитие духа «абсолютн. идеи». На пути к вершинам самопознания «абс.ид-я» находит для себя сотв. формы: созерцание, представление и, наконец, понятное мышление.

Подлинной заслугой явл. разработка диалектическ метода. Гегель развил глубокие мысли о движ-ии, о переходе колич. измен-ий в качеств. и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании, о развитии от низш. к высш. не по прямой, а по спирали. Он разраб. и сформ. осн. законы диалект-и. Признал разумность мира. Провозгласил: «Всё действительное – разумно, всё разумное - действительно», имея в виду, что разумен не рез-т развития, а само развитие, включ. в себя свой рез-т.Фил-я Гегеля оказ. огромн. возд. на мир. фил. мысль, подтвердив гегелевские слова: «Ответ на вопросы, кот. оставляет без ответа фил-я, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены»

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Первый с острой критикой филос. Гегеля выступил Людвиг Фейрбах. Его труды сыграли значит. роль в дальн. разв. материалистич. филос. Выступая против идеализма Гегеля, Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость её он пыт. связать с новыми задачами чел-ва, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху, призвана носить антропологический хар-р. Предметом её изуч. должен стать человек. понимание чела как высшего продукта при­роды. Разр. концепция «разумного эгоизма» - человеку достаточно лишь осознать свою зависимость от др. людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необх-ю способствовать осуществл. таких же желаний у других . Учение носило огранич. хар-р. Человек как отправной пункт его философии был конкретен лишь в физиологическом отношении, в плане же соц-ист-ом отн-ии он предст. собой абстракцию, созданную на основе того образа чел-ка, кот. запечатлен в религиозном сознании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...