Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому
74 Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде — индивидуализации, в старшем школьном возрасте — интеграции. К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельд-штейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности «обратного действия». Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школь-н и к [28]. Д.И. Фельдштейн1 вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество». В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах: 1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей. См.: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. § 3. Проблемывозрастнойпериодизациипсихическогоразвития 75 2. Стрехлет,когдаребенокосознаетсвое«Я».Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. 3. Сдесятилет,когдаподростокстремитсяутвердитьсвое«Я» в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом [13, 19]. Литература 1. АбрамоваГ.С.Психологияразвития:Учеб.пособие.М.,2000. 2. БаттервортДж.,ХаррисМ.Принципыпсихологииразвития/Пер. с англ. М., 2000. 3. БлонскийП.П.Педология.М.,1934. 4. БожовичД.И.Проблемыформированияличности.Избр.психол.труды / Под. ред. Д . И . Фельдштейна. М., Воронеж, 2001. 5. ВаллонА.Психическоеразвитиеребенка/Пер.сфр.СПб.,2001. 6. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Учеб.пособиедлястуд. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984. 7. Возрастнаяипедагогическаяпсихология/Сост.икоммент.О.Шу-аре Марта. М., 1992. 8. ВолковБ.С,ВолковаЯ.В.Основныезакономерностипсихического развития ребенка. М., 1999. 9. ВыготскийЛ.С.Лекциипопедологии.Ижевск,2001.
10. ВыготскийД.С.Педагогическаяпсихология/Подред.В.В.Давыдова. М., 1991. 11. ЗалкиндА.Б.Педология:утопияиреальность.М.,2001. 12. ЗапорожецА.В.Психологиядействия.Избранныепсихологические труды. М., 2000. 13. ЗинченкоВ.П.,МоргуновЕ.Б.Человекразвивающийся.Очеркироссийской психологии. М., 1994. 14. КрайгГ.Психологияразвития.СПб.,2002. 15. ДивехудБ.Фазыразвитияребенка/Пер.снем.Калуга,1998. 16. ЛистаМ.И.Общение,личностьипсихикаребенка/Подред.А.Г. Рузской. М., Воронеж, 1997. 17. МарцинковскаяТ.Д.Историядетскойпсихологии.М.,1998. 18. МенчинскаяН.А.Проблемыобучения,воспитанияипсихического развития ребенка. Избр. психол. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 1998. 76 Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе 19. ОбуховаЛ.Ф.Детскаявозрастнаяпсихология.М.,1999. 20. ПиажеЖ.Теория,эксперименты,дискуссии:Сб.ст./Сост.иред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001. 21. Психоанализдетскойсексуальности/З.Фрейд,К.Абрахам,К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. СПб., 1997. 22. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. М.; Минск, 2001. 23. Психологияразвития:Учебник/Подред.Т.Д.Марцинковской.М., 2000. 24. Психологияразвития/Сост.иред.каф.психол.разв.идиф.психол. СПбГУ. СПб., 2001. 25. Развитиевпсихоанализе:Пер.сангл.М.Кляйн,С.Айзеке, 26. СапоговаЕ.Е.Психологияразвитиячеловека:Учеб.пособие.М., 2001. 27. ТайсонР.,ТайсонФ.Психоаналитическиетеорииразвития/Пер.с англ. Екатеринбург, 1998. 28. ФельдштейнД.И.Психологиявзросления:структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999. 29. Флэйк-ХобсонК.,РобинсонБ.Е.,СкинП.Мирвходящему:Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1992. 30. ФрадкинФ.А.Педология:мифыидействительность/Новоевжизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 8. М., 1991. 31. Хрестоматияповозрастнойипедагогическойпсихологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980. 32. ЭльконинД.Б.Психическоеразвитиевдетскихвозрастах.Избр.психолог, тр. / Под ред. Д . И . Фельдштейна. М., 1997. 33. ЭриксонЭ.Детствоиобщество.СПб.,1996. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п.1), осуществите самозачет по овладению системой понятий. Биологизаторский подход, бихевиористская теория (теория поведения), ведущая деятельность, возраст, возрастная периодизация, возрастные особенности развития, высшие психические функции, гуманистическая психология, движущие силы развития, задержка психического развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона ближайшего саморазвития, когнитивная психология, кризис (возрастной, психологический), критическое развитие, лити-ческое развитие, образование, онтогенез, период детства, предпосылки развития, психические новообразования, психоаналитическая теория, развитие, сензитивный период, созревание, социальная ситуация развития, формирование (личности), экология. План-заданиедлясамостоятельнойработы 77 2. Используяматериалыглавыирекомендуемуюлитературу 3. Подготовьтеписьменныйаналитическийобзорпотеме«Психическое развитие, воспитание и обучение: история развития проблемы и современное состояние», используя рекомендуемую литературу [5, 3, 10, 20, 32] или иные известные вам первоисточники. 4. Используяматериалысобственногореферата,подготовленного по материалам главы I«Педология и ее место в системе наук о человеке» и литературу главы II [5,3,10,30], составьте примерную программу «круглого стола» по теме: «Ребенок как объект педологического, психологического и педагогического исследования». Особое внимание обратите на инструментарий исследования и возможности благоприятного влияния процедуры исследований на психическое развитие и формирование личности ребенка. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 574. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |