Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому





74      Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе

В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подрост­ковом периоде — индивидуализации, в старшем школьном возра­сте — интеграции.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельд-штейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности «обратного действия». Она име­ет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школь­ника в процессе учебной деятельности активизируется предмет­но-практическая, познавательная сфера. В процессе познаватель­ной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осо­знать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотноше­ний, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку ак­тивность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школь-н и к [28].

Д.И. Фельдштейн1 вводит представление о чередующемся раз­витии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием про­цесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопре­деленными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс ин­дивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в каче­стве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, со­гласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воз­действия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество».

В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уров­ни социальной зрелости личности, но главные узлы этого разви­тия отражаются в трех этапах:

1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

См.: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической пси­хологии. М., 1995.


§ 3. Проблемывозрастнойпериодизациипсихическогоразвития                    75

2. Стрехлет,когдаребенокосознаетсвое«Я».Самоутвержда­ется «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и обществен­но оцениваемой деятельности.

3. Сдесятилет,когдаподростокстремитсяутвердитьсвое«Я» в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприят­ны для формирования личности, ее стержневых качеств, а зна­чит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом [13, 19].

Литература

1. АбрамоваГ.С.Психологияразвития:Учеб.пособие.М.,2000.

2. БаттервортДж.,ХаррисМ.Принципыпсихологииразвития/Пер. с англ. М., 2000.

3. БлонскийП.П.Педология.М.,1934.

4. БожовичД.И.Проблемыформированияличности.Избр.психол.тру­ды / Под. ред. Д . И . Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.

5. ВаллонА.Психическоеразвитиеребенка/Пер.сфр.СПб.,2001.

6. Возрастнаяипедагогическаяпсихология:Учеб.пособиедлястуд. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984.

7. Возрастнаяипедагогическаяпсихология/Сост.икоммент.О.Шу-аре Марта. М., 1992.

8. ВолковБ.С,ВолковаЯ.В.Основныезакономерностипсихического развития ребенка. М., 1999.

9. ВыготскийЛ.С.Лекциипопедологии.Ижевск,2001.

 

10. ВыготскийД.С.Педагогическаяпсихология/Подред.В.В.Давы­дова. М., 1991.

11. ЗалкиндА.Б.Педология:утопияиреальность.М.,2001.

12. ЗапорожецА.В.Психологиядействия.Избранныепсихологические труды. М., 2000.

13. ЗинченкоВ.П.,МоргуновЕ.Б.Человекразвивающийся.Очеркирос­сийской психологии. М., 1994.

14. КрайгГ.Психологияразвития.СПб.,2002.

15. ДивехудБ.Фазыразвитияребенка/Пер.снем.Калуга,1998.

16. ЛистаМ.И.Общение,личностьипсихикаребенка/Подред.А.Г. Рузской. М., Воронеж, 1997.

17. МарцинковскаяТ.Д.Историядетскойпсихологии.М.,1998.

18. МенчинскаяН.А.Проблемыобучения,воспитанияипсихического развития ребенка. Избр. психол. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 1998.


76     Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе

19. ОбуховаЛ.Ф.Детскаявозрастнаяпсихология.М.,1999.

20. ПиажеЖ.Теория,эксперименты,дискуссии:Сб.ст./Сост.иред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.

21. Психоанализдетскойсексуальности/З.Фрейд,К.Абрахам,К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. СПб., 1997.

22. Психологиявозрастныхкризисов:Хрестоматия/Сост.К.В.Сель-ченок. М.; Минск, 2001.

23. Психологияразвития:Учебник/Подред.Т.Д.Марцинковской.М., 2000.

24. Психологияразвития/Сост.иред.каф.психол.разв.идиф.психол. СПбГУ. СПб., 2001.

25. Развитиевпсихоанализе:Пер.сангл.М.Кляйн,С.Айзеке,
Дж. Райверн, П.Хайманн. М., 2001.

26. СапоговаЕ.Е.Психологияразвитиячеловека:Учеб.пособие.М., 2001.

27. ТайсонР.,ТайсонФ.Психоаналитическиетеорииразвития/Пер.с англ. Екатеринбург, 1998.

28. ФельдштейнД.И.Психологиявзросления:структурно-содержатель­ные характеристики процесса развития личности. М., 1999.

29. Флэйк-ХобсонК.,РобинсонБ.Е.,СкинП.Мирвходящему:Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1992.

30. ФрадкинФ.А.Педология:мифыидействительность/Новоевжиз­ни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 8. М., 1991.

31. Хрестоматияповозрастнойипедагогическойпсихологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.

32. ЭльконинД.Б.Психическоеразвитиевдетскихвозрастах.Избр.пси­холог, тр. / Под ред. Д . И . Фельдштейна. М., 1997.

33. ЭриксонЭ.Детствоиобщество.СПб.,1996.





ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п.1), осуществите самозачет по овладению системой понятий.

Биологизаторский подход, бихевиористская теория (теория по­ведения), ведущая деятельность, возраст, возрастная периодизация, возрастные особенности развития, высшие психические функции, гу­манистическая психология, движущие силы развития, задержка пси­хического развития, зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона ближайшего саморазвития, когнитивная психология, кризис (возрастной, психологический), критическое развитие, лити-ческое развитие, образование, онтогенез, период детства, предпо­сылки развития, психические новообразования, психоаналитическая теория, развитие, сензитивный период, созревание, социальная си­туация развития,   формирование  (личности),   экология.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                            77

2. Используяматериалыглавыирекомендуемуюлитературу
[6, 19, 20, 29, 32], подготовьте рефераты «Движущие силы пси­
хического развития человека на основных ступенях его жизни с
позиций различных теорий психического развития» (по выбору) —
психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевио­
ристской), биологической, гуманистической. Отметьте их преиму­
щества или несостоятельность с точки зрения потенциальных воз­
можностей развития и саморазвития личности.

3. Подготовьтеписьменныйаналитическийобзорпотеме«Пси­хическое развитие, воспитание и обучение: история развития про­блемы и современное состояние», используя рекомендуемую ли­тературу [5, 3, 10, 20, 32] или иные известные вам первоисточ­ники.

4. Используяматериалысобственногореферата,подготовлен­ного по материалам главы I«Педология и ее место в системе наук о человеке» и литературу главы II [5,3,10,30], составьте пример­ную программу «круглого стола» по теме: «Ребенок как объект педологического, психологического и педагогического исследо­вания». Особое внимание обратите на инструментарий исследова­ния и возможности благоприятного влияния процедуры иссле­дований на психическое развитие и формирование личности ре­бенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...