Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ




Развитие отечественной возрастной и педагогической психо­логии проходило в контакте с исследованиями по этим пробле­мам в зарубежной науке, а работа И.А. Сикорского о б умственном утомлении учащихся (1879) была первым экспериментальным исследованием в возрастной и педагогической психологии и по­служила началом исследований по этой проблеме, организован­ных впоследствии в Австрии и Германии.

Первые научные разработки в области возрастной и педагоги­ческой психологии в начале XX столетия осуществлялись с пози­ции биогенетического (П.Блонский, Е.Аркин и др.), социогене-тического (А.Залкинд, С.Моложавый, А.Залужный и др.) и тео­рии двух факторов (М.Басов). Однако уже в 20-е годы Н.Н. Корни­ловым и П.П. Блонским выдвигалась задача формирования новых подходов к психологии развития.

Экспериментальное решение вопросов возрастной и педаго­гической психологии связано с именем А.П. Нечаева. О н возгла­вил психологическое направление, сторонники которого стреми­лись установить связь теории с практикой.

Обширный материал по возрастной и педагогической психо­логии в эти годы представлен в трудах П.П. Блонского. В своих ра­ботах «Психологические очерки», «Память и мышление», «Разви­тие мышления школьника» он не останавливался на объяснении психологических явлений, а стремился дать им педагогический выход. В центре его внимания — вопросы обучения и развития де-


§ 2. Проблемыпсихологииразвитиявотечественнойнауке                                 55

тей. Верный идее развития, Блонский изучает характерные осо­бенности детей различных возрастов. В этом аспекте им были тща­тельно изучены представления школьников разного возраста. Уча­щимся предлагалось написать о солнце, земле и др. П.П. Блонский обнаруживает несколько стадий развития представлений от самой низкой (I класс), когда представление отражает то, что непосред­ственно воспринято ребенком, до стадии, на которой в представ­ления включается весь жизненный опыт, усвоенные знания (стар­ший школьный возраст). Используя метод свободных ассоциаций (детям предлагалось написать любые 25 слов), Блонский проана­лизировал круг ассоциаций различных групп школьников млад­ших, средних и старших классов и показал, как он, первоначаль­но малый и отражающий непосредственно окружающих людей и обстановку, постепенно расширяется и обогащается за счет тех знаний и опыта общения, которые приобретают дети в процессе обучения. Ученый обращает внимание на увеличение запаса поня­тий в детском мышлении начиная с первых лет учебы в школе. Он показывает, какие возможности в плане расширения объема мыш­ления и изменения его качеств таят в себе разные школьные пред­меты. В процессе развития мышление все более отвлекается от на­глядности, отделяется от восприятия. Рассматривая различные сто­роны понимания (узнавание, наименование, перечисление, опи­сание, объяснение) как результат мыслительной деятельности, Блонский делает выводы, относящиеся к школьной практике. Он подчеркивает необходимость выяснения знаний ученика, иначе учитель будет рассказывать одно, а ребенок представлять совсем другое. Учитывая уровень понимания младших школьников, уче­ный предъявляет определенные требования к рассказу педагога: предварительное указание цели, использование наглядных посо­бий, постановка вопросов, требующих ответа учащихся, краткость.

Ценность работ П.П. Блонского в том, что, применяя специ­альную методику исследования представлений, памяти и мышле­ния, он делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на разных возрастных этапах, указывает на необходи­мость развития умственной активности и творческих способнос­тей детей в процессе обучения.

Важное значение для научной разработки вопросов развития психики имели исследования высшей нервной деятельности де­тей. Молодая российская наука накапливала эмпирический мате­риал. Так в Ленинградском институте мозга Н.М. Щеловановым и его сотрудниками Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовым были опи-


56    Глава II. Закономерностиидинамикапсихическогоразвитиявонтогенезе

саны этапы развития ребенка от рождения до года, основанные на круглосуточном наблюдении за изучаемыми детьми.

В целом можно выделить несколько этапов развития возраст­ной и педагогической психологии в России в начале XX столе-тия1.

I этап—1900—1907гг.—зарождениедетскойпсихологиии
педологии, появление первых теорий и исследований психичес­
кого развития детей, организация курсов и экспериментальных
лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по детской
психологии.

II этап-1907—1917гг.—разработкаметодологическихприн­
ципов построения возрастной психологии и педологии в России,
появление первых психологических центров, соединяющих
теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятель­
ность.

III этап—1917—1924гг.—периодстановлениясоветскойпси­хологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Осо­бенно важны для детской психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Круп­ской, С Т . Шацкого и других педагогов.

IV этап—1925—1928гг.-периодконсолидацииразныхгрупп и течений в психологии, выработка единой платформы и концеп-ц и и развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ре­бенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершен­ствованию работы в школах и детских садах.

V этап—1929—1931гг.—периодинтенсивногоразвитияпси­
хологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и ме­
ханизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Одна­
ко в этот же период начинаются и первые нападки на психологию
и педологию, связанные с изменением социальной обстановки в
обществе, введением единообразия и авторитарности в школь­
ную жизнь. Разрьгв между теорией и практикой, до конца не пре­
одоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI      этап—1932—1936гг.—вэтотпериодзаканчиваетсяформи­
рование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерар­
хической системой отношений между людьми. Идеологизация на­
' Марциновская Т.Д. История детской психологии. М, 1998. С. 234-235.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...