Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отцовство сквозь призму социального статуса




Несмотря на большое культурное разнообразие в традициях и спо­собах регламентации тендерных ролей, можно выделить одну сходную для многих культур особенность — это значительная разница брачного возраста мужчин и женщин. Брачный возраст женщины определяется ее биологическим созреванием, наступлением периода фертильности, в то время как мужчины вступают в брак значительно позже (Боча­ров В.В., 1999). Несомненно, большую роль в регламентации отцов­ства играет социальный фактор. В.В. Бочаров отмечает, что существует несколько точек зрения на эту проблему. Большинство социальных антропологов ссылаются на экономические факторы, отмечая роль мужчины в производственном процессе и необходимость экономи­ческой зрелости для вступления в брак. Это связано еще и с тем, что в большинстве случаев женщина, выходя замуж, уходит жить к мужу, таким образом ребенок наследует социальное положение отца.

Кроме того, считается, что в первобытном обществе вступление в брак означало приобретение социальной полноценности со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая увеличение прав в сфере управления общественными делами. Таким образом, в боль­шинстве культур с рождением ребенка меняется статус мужчины, но для рождения ребенка необходимо уже обладать определенны» статусом.

По данным антропологов, это достаточно четко просматривает у первобытных народов. Например, у ньякьюса — небольшого народад населяющего Танзанию, пока подросток не женится, он обрабатывает поля своего отца, жениться начинают примерно в 25 лет по прохождении обряда инициации, т.е. по достижении определенного статуса.. До прохождения инициации подросток не признается мужчиной, а следовательно, не допускается к скоту, не имеет права носить копье, жениться. Чтобы принять участие в инициации, мальчики должны по­лучить согласие отца.

По определению А.И. Кравченко (Кравченко А.И., 2000), со­циальный статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Существуют статусы приписываемые и дости­гаемые. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой. Взаимодействуют только субъекты статусов, они вступа­ют в социальные отношения, которые связывают между собой статусы. Таким образом, отцовство как социальный статус является достигае­мым статусом и связано с экономическим, политическим, демографи­ческим и религиозным социальными статусами мужчины.

Именно отцовство, наличие детей позволяет говорить о статусе мужчины, не случайно в Древнем Китае мальчик становился мужчи­ной, когда рождался его первый ребенок, а количество детей являлось показателем высокого социального статуса. И в современном обще­стве важные государственные посты или какие-либо ответственные должности занимают непременно люди, которые являются хорошими семьянинами, по крайней мере, это пропагандируется, и если про­исходит отступление от норм, общество жестко карает нарушителей. Высокий социальный статус неразрывно связан с образцовым вы­полнением семейных, в том числе отцовских обязанностей, но и от­цовство повышает статус мужчины, когда наличие семьи и детей кос­венно свидетельствует о его экономической и социальной зрелости. То есть, с одной стороны, отцовство связано с социальным статусом, т.е. становится возможным для мужчины, в отличие от женщины, только по достижению определенного статуса, а с другой, отцовство само по себе повышает статус мужчины как члена общества, что проявляется в большем уважении и доверии к мужчине-отцу. Это может заметно влиять на поведение людей и оценку человека при приеме на работу, в увольнении, проявляется в общественном мнении и используется в различных выборных технологиях (Бочаров В.В., 1999).

ТА. Гурко (Гурко Т.А., 2000) полагает, что стереотипы в сфере родительства, под которыми понимаются устойчивые представле­ния, ставящие женщин в более невыгодное положение в обществе, в сравнении с мужчинами, с точки зрения достижения статуса, власти и доступа к ресурсам, являются наиболее устойчивыми в обществе. И именно «материнская обязанность», как жесткая привязанность женщины не только к биологическому, но и к социальному воспро­изводству, особенно уходу за детьми, является основным аргументом дискриминации женщин (Гурко Т.А., 2000).

Однако именно эти стереотипы являются причиной не только проблем женщин в профессиональной сфере, но причиной сложно­стей мужчин в выполнении ролей мужа и особенно отца.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...