Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История изучения развития личности в психологии




Современная наука все более плотно охватывает различные от­ношения и связи человека с миром. В системе тех или иных связей человек изучается различными науками и как продукт биологической эволюции - Ното заргеш, и как личность во всем многообразии ее социальных связей, и как субъект деятельности — основная произво­дительная сила общества, субъект познания, коммуникации и управ­ления, и как индивидуальность во всей уникальности сложности ее проявлений.

Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки (Ананьев Б.Г., 2002). Во многом это свяязано с прогрессом научного знания и все расширяющимися воз-ожностями практического приложения научных разработок в разивающихся отраслях промышленности, с усиливающейся ролью человеческого фактора.

Изучение развития личности в психологической науке прошло длительный этап становления: с IV в. до нашей эры до XVII в. нашей эры науки пользовались такими единицами анализа, положенными еще Эмпедоклом, как земля, воздух, огонь и вода, что достаточно долго признавалось сутью вещей мудрецами средних веков и эпохи Возрождения, включая христианских и мусульманских ученых. Теория личности как таковая полностью исчерпывалась терминами четырех темпераментов, порождая этим негибкость анализа, которая сохранила­сь вплоть до 1628 г., когда Х.У. Гарвей открыл циркуляцию крови, что поставило под сомнение всю доктрину жидкостей организма (История психологии, 1999). В идеалистической традиции, заложенной дуализмом Платона, развитие личности рассматривалось через призму идеального мира, «мира идей», и все развитие сводилось к возможности проникнуть в этот мир, «вспомнить» какие-либо идеи. Еще в IV в. до нашей эры Аристотель и его последователи (Аристотель, 1976) впервые заговорили о формировании личности через поступок, что много позже нашло свое продолжение в теориях бихевиорального направления. В XVII в. философские изыскания Дж. Локка подготовили почву для понимания прижизненности развития личности и влияния среды, в частности прижизненного опыта личности, на ее развитие. Ф. Бэкон еще в XVII в. впервые акцентировал внимание на влиянии культурологических особенностей на восприятие личности (его «идолы площади» могут быть рассмотрены как социальные установки, свойственные конкретному обществу, влияющие на развитие личности ребенка (История психологии, 1999)), однако на протяжении длительного периода исторического развития специфические особенности форми­рующейся личности не принимались во внимание (de Maese L., 1977). Как свидетельствуют письменные источники, в древних культурах и даже еще в средневековой Европе дети рассматривались как маленькие взрослые, имели такие же привилегии и ответственность, как и взрос­лые (История психологии, 1999). Примерно с начала XVII в., чему нема­ло способствовало развитие педагогической мысли, в частности теория Я А. Коменского (ХМ-ХУП вв.), впервые отметившего отличие форми­рующейся личности от личности взрослого и выработавшего принципы управления процессами развития (Коменский Я.А., 1982), детство стали считать периодом невинности, постепенно к детям стали относиться как к лицам с особым статусом, занимающим свое место в с циально-демографической структуре общества. Под влиянием Ч. Дарвина психологическая теория открыла «инстинкты», что положило начало исследованию структуры личности, личностных подструктур, характера, темперамента, способностей и, позднее, направленности личности. Проблеме личности в психологии посвящены многочисленные исследования. По существу, эта проблема является центральной; с которой так или иначе связаны все остальные. Изучение личности традиционно осуществлялось по нескольким направлениям — это разработка типологий и классификаций личности, концепций личности, изучение отношений личности и проч. Так, большая часть психологов определяют личность как устойчивое, стабильное образование, име­ющее свою системную организацию. Традиционная характерология исходит именно из того положения, что характер личности является фиксированным, устойчивым качеством. Понятие диспозиции в пси­хологии наряду с другими моментами (готовность, предрасположен­ность, направленность и т.п.) включает и момент фиксированности, устойчивости, стабильности. Момент завершенности и устойчивости акцентируется в разного рода типологических концепциях, в которых понятие личности фактически сводится к понятию индивидуальности (Сарджвеладзе Н.И., 1989).

Определение личности через момент устойчивости связано еще и с тем, что она выступает в качестве обобщенной сущности, репрезентан­том определенного социального типа и человеческой общности. Такое понимание сущности личности реализовано, например, в исследовани­ях этнопсихологических особенностей и национального характера. По­нятие «базовая личность», введенное Кардинером (Сарджвеладзе Н.И, 1989), представляет собой наиболее известную попытку обоснования идей о том, что существует некоторая обобщенная конфигурация лич­ностных качеств, которые присущи членам общества и формирование которых является результатом социокультурных факторов. Э. Фромм (Фромм Э., 1990) и В. Райх (Райх В., 1999) говорят о социальном ха­рактере, имея в виду обобщенность и социальную репрезентативность структуры характера личности.

С внедрением положений психоанализа в психологическую науку большой интерес стал проявляться к изучению факторов формирования личности, к ее развитию. В психологии идея развития психики, как в филогенезе, так и в онтогенезе, получила распространение лишь в XIX в. Одна из концепций филогенетического развития ребенка была предложена К. Бюллером (Степанова Е.И.), который перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону, эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза. К. Бюллер постулировал закон рекапитуляции, распространив биогенетический закон на постнатальное развитие: развитие ребенка есть повторение социогенеза. В современной науке одно из центральных направлений имеет содержательно-процессуальный характер и заключается в изучении изменений, происходящих с личностью под влиянием различных условий и факторов. Ядром этого направления является исследование развития личности (Олпорт Г., 2002). Исторически так сложилось, что в первую очередь изучение возрастных особенностей развития началось с изучения процесса развития детей, подростков, основное внимание уделялось периодизации жизни человека в детстве, психологическим изменениям, происходящим с возрастом. Исследователи пытались установить связь между хронологическим возрастом детей и теми изменениями, которые наблюдались в их поведении на пути к зрелости, т.е. возрастные нормы развития, которые позволили бы оценить, насколько конкретный ребенок опережает или отстает от сверстников в своем развитии, оценить влияние различных социальных условий на развитие личности ребенка. Только много позже научный интерес обратился к исследованию развития личности в зрелом возрасте.

Существует несколько подходов к определению понятия «раз­витие». В.С. Ильин (Ильин Е.П., 2002) рассматривает развитие как прогрессивное изменение явления, качества, повышение степени целостности системы. Выступая как высший тип движения, разви­тие представляет собой не простой рост, увеличение, а качественные преобразования, отмечающиеся определенными закономерностями. Е.И. Степанова (Степанова Е.И., 2000) определяет развитие как про­цесс связанных межу собой количественных и качественных изме­нений в явлениях природы и живых организмах, происходящих во времени. К количественным изменениям относят рост, накопление массы тела, к качественным — созревание, функциональные измене­ния с приобретением новых свойств.

Процесс развития носит, во-первых, поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяя иначе, на более высокой базе; во-вторых, развитие характеризуется необратимостью, т.е. не копированием, а движением на новом уровне; в-третьих, развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней силой процесса развития. В самом общем смысле развитие — это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике, и по­ведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды (Психологический словарь, 1999). Таким образом, развитие человека происходит в трех направлениях: физическом, когнитивном и психосоциальном (Ломов Б.Ф., 1984).

По видимому, понятие «развитие» никогда не будет определено исчерпывающим образом, однако понимание этого обстоятельства не должно препятствовать созданию рабочих понятий, отвечающих необходимости решения исследовательских задач. В этой связи пред­ставляется необходимым выработать свое рабочее определение поня­тия «развитие». Мы понимаем развитие личности как направленный закономерный процесс качественных и количественных изменений (накоплений) в системе социально значимых ценностей личности, стадийный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности.

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий и фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Ноmо sapiens. Одним из первых исследователей, не только обратив­ших научный интерес к изучению данной проблемы, но и начавших использовать научные методы познания для изучения развития лич­ности был 3. Фрейд с его концепцией психосексуального развития ребенка. Согласно 3. Фрейду, личность проходит в своем развитии несколько филогенетически определенных и общих для всех пред­ставителей вида стадий. Первые стадии ребенок проходит задолго до полового созревания, получая наслаждение от эрогенных зон своего тела, таким образом запускается развитие самосознания личности. Психосексуальное развитие начинается с оральной стадии, приходя­щейся на младенчество, когда центром наслаждения ребенка является рот. Позднее в течение анальной (1—3 года) и фаллической (3—5 лет) стадий центр наслаждения постепенно смещается из области рта к области гениталий. Эти три стадии развития относятся к прегенитальному периоду развития личности, который заканчивается к шести годам. Следующий и последний этап развития человека — генитальная стадия, следующая после продолжительного латентного периода (6-12 лет), является стадией формирования зрелой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой при нормальном течении процесса развития личности. Однако, если на какой-либо из стадий ребенок испытывает слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация потребностей индивида на этой стадии, тогда все дальнейшее развитие личности будет протекать в зависимости от условий специфической фиксации на определенной стадии развития (Freud S., 1964).

Теоретические посылки 3. Фрейда были безусловным прорывом в изучении развития личности человека. Впервые внимание было привлечено к специфическим особенностям развития личности ребенка в отличие от взрослого. Изучение специфики развития личности ребенка в рамках психологической науки началось именно с теоретических разработок 3. Фрейда и было продолжено его последователями, такими, как К.Г. Юнг, А. Адлер, М. Кляйн, Э. Эриксон. К. Хорни, Дж. Боулби и др., уже в более детальном и тщательном анализе особенностей раз­вития ребенка в различных условиях (Хорни К., 1993).

К.Г. Юнг, отказавшись от пансексуализма своего предшественника, был первым исследователем, который рассматривал развитие личности человека, как процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Он полагал, что, в общем, развитие человека происходит в два этапа: первую половину жизни человек пытается достичь социально значимых успехов в карьере и семейных отношениях; вторая половина жизни посвящена достижению духовного роста и совершенствованию, достижению «самости», что близ­ко представлениям отечественной психологии о развитии личности как о процессе становления индивидуальности (Юнг К.Г, 1998).

Совершенно другую концепцию развития предложили ученые, при­держивающиеся бихевиорального направления в психологии, рассма­тривая развитие личности как результат научения. От наиболее радикаль­ных положений Дж. Уотсона и Б. Скиннера, постулирующих о том, что все поведение личности есть результат обусловленных реакций по типу условного рефлекса (Skinner В., 1974) до более свободных концепций А. Бандуры и Дж. Роттера, рассматривающих человека как постоянна развивающегося индивида, т.е. приобретающего все более гибкий набор реакций на различные воздействия среды (Bandura А., Walters R., 1963), развитие понимается, как процесс адаптации к окружающей среде, что во многом согласуется с концепцией отечественных ученых, занимающихся изучением человека в традициях И.М, Сеченова и И.П. Павлов таких, как В.М. Бехтерев, П. К. Анохин и Н.А. Бернштейн.

Представители гуманистического и экзистенциального направлений в психологии рассматривали адаптацию только как один из аспектов развития. По мнению К. Роджерса, например, развитие личности ребенка происходит на основе оценки индивидуума другими людьми. Особенно это важно в период младенчества и раннего детства. К. Роджерс выдвинул теорию о том, что первоначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, и только под влиянием; оценки окружающих начинает отделять самого себя от окружающего мира. В некотором смысле организмический оценочный процесс яв­ляется контролирующей системой развития, позволяющей ребенку ориентироваться в окружающей среде и своих переживаниях, оценивая их по критерию: нравятся ли они ему или нет, таким образом, регулируя собственное поведение. Структура личности формируется во взаимодействии с окружающими, значимыми другими и во многом связана с их оценкой поведения ребенка (ХьелЛ., ЗиглерД., 1998). Своеобразное логическое подтверждение данная точка зрения полу­чила в теориях Дж. Мида, Ч. Халлера и др., главной точкой отсчета в которых являлось понятие «социальная роль». В ходе процесса развития индивидуум последовательно проходит стадии усвоения новых ролей, развивает в себе способность «видеть» роли других, и через осознание собственных ролей и ролей других (в концепции Ч. Халлера - значимых других) человек формирует собственную концепцию Я. Экзистенци­ально-гуманистическая традиция признает бесконечное разнообразие жизненного опыта скорее как благоприятную возможность, чем как проблему. Экзистенциалисты от А. Камю и Ж.-П. Сартра до позитивно настроенных В. Франкла, М. Бубера, Р. Мея видят в осознанном при­нятии решений и ответственности за собственный выбор предпосылки и характеристики развития личности (Айви Е.А., 2000).

В отечественной традиции определение термина «развитие» трактуется, начиная с работ Л.С. Выготского, как сложный систем­но организованный процесс, имеющий различные стадии, периоды, этапы, фазы, стороны, уровни, совершаемый спиралевидно и многоступенчато, дискретно и непрерывно, дифференцированно и интегрироно. Непрестанное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности (Выготский Л.С, 1984). Автор уточняет, что развитие начинается с ситуации симбиоза ребенка взрослого, где взрослый выступает с социальной позиции носителя человеческой культуры и способов ее освоения, стимулируя становление дальней активности растущего человека. Именно эта активность является определяющей характеристикой развивающейся личности, позволяя ей выходить за пределы опыта, сформированных качеств.

Вслед за Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьев полагал, что личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, а становятся. Таким образом, формирование личности есть процесс прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективностью и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются (Леонтьев А.Н., 1975). А.Н. Леонтьев рассматривал развитие личности через соотношение понятий «личность» и «индивид», а также понятие социализация». Согласно его концепции, особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются, они сохраняются, но именно как особенности индивида. Личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Однако личность определяется природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и дли­тельный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии. Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания.

Таким образом, согласно А.Н. Леонтьеву, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. Ситуация развития человеческого индивида приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком. В этой исходной ситуации раз­вития ребенка содержится зерно тех отношений, дальнейшее развер­тывание которых приводит к формированию его как личности. В онто­генезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз развития предметной (практической и познавательной) деятельности — фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют «узлы» личности (Леонтьев А.Н., 1975). Формирование лич­ности предполагает развитие процесса целеобразования и иерархизации мотивов субъекта. Важнейшим параметром личности является степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Они образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым и протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.

Подобная трактовка развития личности перекликается с наиболее влиятельной в последние десятилетия в зарубежной психологической науке моделью развития личности по У. Бронфенбреннеру (Bronfenbrenner U., 1981), который постулировал, что развитие личности — это динамический, идущий в двух направлениях процесс: растущий индиви­дуум активно реструктурирует свою многоуровневую среду, при этом сам постоянно испытывая воздействие со стороны элементов окружающей среды. Согласно У. Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка представляет собой четыре вложенные одна в другую систе­мы: микросистемы (ближайшее окружение личности, семья, детский сад, школа), мезосистемы (формальные и неформальные связи между микросистемой и окружением ребенка), экзосистемы (элементы обще­ственной и социальной среды, не имеющие непосредственного отноше­ния к микросреде, но влияющие на нее опосредованно — место работы родителей, статус семьи, экономическое развитие страны) и макросистемы как культурно-историческая база для развития микросреды.

Несколько иную трактовку понятия «развитие» дает В.И. Слободчиков. Развитие человека, всего его психического строя — это временно и естественный (спонтанный), и искусственный (регулируемый) процессы. Он считает необходимым ввести и особое третье представление о «развитии» вообще, как о кардинальном структурном преобразовании того, что развивается, как о сдвиге, скачке в развитии, которые не сводятся ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам. Речь должна, по его мнению, идти о развитии сущноти человека, общественно-естественном процессе саморазвития как ментальной способности человека действительно быть субъектом своей жизни (Поливанова К.Н., 2000).

С.Л. Рубинштейн рассматривал развитие личности через то, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические особенности — не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. В отличие от многочисленных последователей Л.С. Выготского, таких, как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Та­лызина, занимающихся изучением развития личности ребенка и полагающих, что личность формируется к началу периода взрослости, таким образом, сам этот период выпадает из поля интереса исследова­телей, как период «плато», когда важных изменений личности не про­исходит, С.Л. Рубинштейн рассматривал взрослого человека как изме­няющегося, следовательно, развивающегося (Божович Л.И., 1972).

Б.Г. Ананьев развил собственную концепцию личности, основанную во многом на изучении специфики, гетерохронности и неоднородности развития личности в период взрослости. По его мнению, формирова­ние начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения и их знаковым аппаратом, предметной де­ятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей (Ананьев Б.Г., 2002). В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последо­вательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность развития индивида. Социальное формирование лич­ности человека — это, согласно Б.Г. Ананьеву, образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения и заканчивая трудом, и переход от одного вида деятельности к другому представляет собой одновременно стадии развития свойств субъекта деятельности и познания, изменения социальных позиций, ролей в обществе, сдвигов в статусе, что и есть процесс становления личности. В своих работах Б.Г. Ананьев впервые начал разрабатывать критерии «зрелости» личности, теоретические посылки данной концепции лег­ли в основу методологии акмеологии как науки о взрослости, выделив­шейся в недавнее время в отдельную отрасль психологической науки. Именно в теоретических разработках и прикладных исследова­ниях Б.Г. Ананьева наиболее четко в отечественной психологической науке определены направления развития личности после формиро­вания зрелости, рассматривая таким образом развитие как процесс, который происходит непрерывно всю жизнь человека. Данная точка зрения нашла подтверждение в рамках психоаналитической методоло­гии в концепции Э. Эриксона, который, однако, сконцентрировался в большей степени ни на общей теории развития личности, а на этапах формирования личности и задачах развития, встающих перед лич­ностью при прохождении конкретных этапов жизненного пути.

Этапы развития личности

Идея деления онтогенеза на периоды, в течение которых про­исходят характерные, свойственные всем представителям вида, а следовательно, дающие возможность для выделения примерной воз­растной нормы, изменения, ведущие к формированию определенных свойств, качеств личности, имеет широкое применение в педагогиче­ских науках, детской и специальной психологии. В существующих в настоящее время периодизациях в основе выделения этапов развития лежат различные показатели развития человека: антропологические, психологические, социальные и педагогические.

В основе деления по антропологическим и физиологическим признакам оказались конституциональные особенности, строение тела, рост, вес мозга, эндокринная система, половое созревание, смена зубов (например, периодизация П. П. Блонского). В основу деления на периоды по психологическим признакам легли особенности психиче­ских функций, процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, отно­шения Я к миру, становления личности в целом. Педагогическая перио­дизация (авторы А.А. Люблинская, И.А. Арямов) построена на этапах обучения, на основе чего выделены преддошкольный, дошкольный, младший школьный, подростковый (средний школьный), юношеский (старший школьный) возрасты (Степанова Е.И., 2000).

В детской психологии возрастные периодизации развития охватыва­ют возраст от рождения до ранней юности (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, 3. Фрейд, Д.Б. Эльконин), Основополагающим в этих классификациях Является термин «развитие». Принципами основания для возрастной I периодизации развития являются «внутренние изменения хода самого развития, переломы и повороты в его течении», которые дают «надежное основание для определения основных эпох развития личности ребенка, которое мы называем возрастами» (Выготский Л.С., 1984).

Если в зарубежной методологии такие периодизации строятся на предложенной в начале XX в. 3. Фрейдом периодизации психосексуального развития личности, то в отечественной традиции первое деление онтогенеза на стадии дал П.П. Блонский. Он выделил возрастные этапы развития личности, полагая, что развитие влечет за собой серьезные преобразования, связанные со сменой и появлением зубов. В соответствии с этим детство делится на три эпохи: беззабот­ное (8 месяцев— 2—2,5 года), детство молочных зубов (2—2,5 года — 6,5 лет) и детство постоянных зубов, в дальнейшем при формирова­нии коренных зубов в подростковом возрасте формируется взрослая личность (Выготский Л.С., 1982). Он же обратил внимание на особые переходные возрасты и подчеркивал, что они представляют трудность в педагогическом отношении. Их называют «критическими». Позднее концепция «кризиса» нашла блестящее воплощение в принципиально иной методологии психоаналитической школы в теоретических разра­ботках Э. Эриксона, который развил одну из самых валидных и часто используемых периодизаций в современной психологической науке. В отечественной традиции понятие «кризис» прежде всего укрепилось за возрастом полового созревания. П.П. Блонский указывает на неустойчивость, немотивированность поведения детей, неустойчивость нервных процессов в критические периоды (Поливанова К.Н., 2000). Л.С. Выготский, опираясь на представления П.П, Блонского, под­ходит к анализу возрастных кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития. Л.С. Выготский вводит понятие о двух типах возрастов — критическом и стабильном. Изменения, проис­ходящие в стабильном возрасте, накапливаются и затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо новообразования. Стабильные возрасты, по мнению Л.С. Выготского, изучены гораздо полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития - критическим. Характеризуя кризис, Л.С. Выготский подчеркивает, что развитие ре­бенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер и напоминает революционное течение событий как по темпу, так и по смыслу происходящих перемен. На основании эмпирических данных, Л. С. Выготский выделяет следующие критические периоды развития: кризис новорожденности, за которым следует стабильные период — младший возраст (2 месяца — 1 год), кризис одного года, ран­нее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст (8-12 лет), кризис тринадцати лет (подростковый), пубертатный период (14—18 лет) и кризис семнадцати лет (юношеский) (Выготский Л.С., 1984).

Различие стабильных и критических возрастов Л.С. Выготский основывает на анализе социальной ситуации развития ребенка как фактического определения возраста: стабильный возраст определяется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический период — дисгармонией, противоречием. Развитие в стабильный пе­риод приводит к возникновению новообразования, которое нарушает гармонию между ребенком и окружающей действительностью. Воз­никает противоречие, поскольку ребенок, изменивший строение лич­ности, — уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться от бытия ребенка более раннего возраста. Это противоречие задает условия своего разрешения, определяя специфику критического возраста. Преодоление этого противоречия есть условие взрывного, ре­волюционного характера развития в критическом возрасте. По опреде­лению Л.С. Выготского, в кризисные периоды ребенок в относительно короткие периоды меняется весь целиком, причем изменения эти не латентны, а заметны окружающим. Сами изменения относительны. Л.С. Выготский, говоря о критических периодах, отмечал, что дети становятся относительно трудновоспитуемы. Кроме того, ребенок ста­новится иным относительно себя прежнего. Описывая критические пе­риоды, Выготский говорил, что в эти периоды на протяжении короткого времени сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, из­менения и переломы в личности ребенка (Выготский Л.С., 1982, 1984). Основные положения Л.С. Выготского о периодизации развития нашли свое продолжение в работах его последователей. В деятельностной парадигме возраст характеризуется через определение ведущей деятельности данного периода и места ребенка в общественных отно­шениях. Каждому стабильному периоду соответствует новая ведущая деятельность, новый тип сотрудничества ребенка и взрослого. Критический возраст — это момент смены ведущей деятельности и переход к новым общественным отношениям. В русле теории деятельности анализ критических возрастов затруднен тем, что в фокусе внимания исследователя всегда находится определенная деятельность субъекта и механизмы ее становления, т.е. механизмы становления стабильных периодов развития. Механизмы же смены деятельности остаются на периферии (Выготский Л.С., 1984).

По А.Н. Леонтьеву, возникновение новой деятельности связано с возникновением новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». А.Н. Леонтьев полагал, что болезненный и острый кризис не является обязательным симптомом перехода к новой ведущей деятельности. Неизбежны, по его мнению, не кризисы, а переломы в развитии. Наоборот, кризис свидетельствует о не совершившемся своевременно переходе. М.И. Лисина доказывает «бескризисность» развития, рассматривая возрастной переход, как частный случай диалектического взаимодей­ствия формы и содержания общения. По мере обогащения содержания общения ребенка и взрослого в процессе становления ребенка наступает момент, когда «перерастает» старая форма общения и возникает но­вая. Главное расхождение Л.С. Выготского и его последователей — это указание на процессы «отмирания». По мнению Л.С. Выготского, раз­витие нового непременно должно сопровождаться отмиранием старого. В позициях А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной существуют предпосылки такой организации развития, при которой переход будет проходить бес­кризисно. Л.И. Божович не только поддерживала данную точку зрения, но и подтвердила ее экспериментально (Божович Л.И., 1972).

Исключение в этом ряду составляет позиция Д.Б. Эльконина. Кризисы в его определении — это переход от одной системы к другой, от овладения мотивационно-потребностной сферой к операцио­нально-технической и наоборот. При этом переходы между эпохами названы «большими» кризисами — в этот период открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Существуют также и «малые» кризисы, как переходы между периодами внутри эпохи, открывающие следующий этап в развитии интеллек­туально-познавательных сил ребенка. В определенном смысле пред­ставления Д.Б. Эльконина о критическом периоде инкорпорируют линии, возникающие в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, — он развивает деятельностную концепцию онтогенеза, утверждает и раз­вивает идею о несводимост.и кризиса к простой смене деятельностей. Он выделил несколько периодов (или этапов) развития личности от рождения до окончания школы: младенчество (до года), основным новообразованием которого является формирование потребности в общении, раннее детство (1—3 года), когда происходит развитие речи и наглядно-действенного мышления, дошкольный возраст, который подразделяется на младший и средний дошкольный возраст (3—4,5 го­да), старший дошкольный возраст (от 4—5 до 6—7 лет). Основным новообразованием дошкольного возраста является стремление к социально значимой деятельности, что лежит в основе готовности к школе. Следующий за этим младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет) является периодом формирования произвольности психи­ческих явлений и внутреннего плана действий. Подростковый возраст (от 10—11 до 13—14 лет) является возрастом таких новообразований, как критическое отношение к людям, стремление к взрослости и са­мостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни. В период раннего юношеского возраста (от 13— 14 до 16— 17 лет) проис­ходит формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Описание каждого из этих периодов включает анализ ведущего вида активности ребенка (например, перехода от игры к учебе, от учебы к труду) и влияние его отношений со взрослыми на его развитие и познание окружающего мира. Основываясь на данных тео­ретических посылках, Д.И. Фельдштейн разработал периодизацию, которая ориентирована в большей степени на анализ этапов развития личности, а не процесса познания. Он выделил две фазы развития личности: от рождения до 10 лет и от 10 до 17 лет, которые укладыва­ются в три этапа (1-3 года, 3-10 лет, 10-17 лет). Каждый из этапов был поделен на стадии в соответствии с логикой смены ведущего вида деятельности и внутренними преобразованиями личности: развитием определенной стороны деятельности, максимальной ее реализацией, насыщением этой деятельностью и актуализацией другой ее стороны. Д.И. Фельдштейн указывал также на важность социальной позиции ребенка и плавности или резкости ее смены в процессе жизни, т.е. на подготовленность ребенка к новому этапу жизни.

В плане влияния среды на процесс развития личности интерес представляет концепция А.В. Петровского, которая включает две модели. Первая модель демонстрирует процесс развития личности в относительно стабильной среде, вторая — в изменчивой, при этом учитываются возрастные этапы развития личности. А.В. Петровский выделяет три эпохи развития личности: эпоху детства, которая является важнейшим периодом формирования личности, эпоху отрочества и эпоху юности.

Таким образом, в отечественной традиции изучение этапов раз­вития личности концентрируется в основном на детальном и тщатель­ном анализе процесса формирования личности от рождения до воз­раста окончания школы - юношества. Исследованию этих периодов жизни человека посвящены многочисленные работы последователей В.С. Выготского: Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович и др.

К изучению периода, следующего за моментом достижения определенной «зрелости», отечественные исследователи обратились много позже в рамках новой отрасли психологического знания - акмеологии, не выделяя, однако, специфических периодов или этапов в развитии личности на этом возрастном этапе вплоть до геронтологического возраста, либо в связи с циклическими изменениями в семейной жизни в рамках семейной психологии и психотерапии.

Полная периодизация всего жизненного цикла развития чело­века представлена англо-американскими учеными (Д.-Б. Бромлей, Д.-Б. Биррен, Д. Векслер), отечественными физиологами, пред­ставившими ее на симпозиуме в АПН СССР (1965), антропологами (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург).

В западной психологии представление об этапах развития лично­сти многоаспектно. Можно выделить следующие подходы: представ­ление о смене некоторой структуры или организованности (Ж. Пиаже, Л. Колберг), изучение психологических механизмов возникновения нового (Я. Боом), а также представление о кризисе (конфликте) как о характеристике некоторого возрастного периода (Э. Эриксон, Д. Левинсон). Сам термин «развитие» включает две трактовки: нормативное развитие (описание общих изменений, присущих всем людям) и инди­видуальное развитие (описание вариативности нормы в способностях, стилях, предпочтениях и способах выполнения действий) (Поливано­ва К.Н., 2000).

Деление онтогенеза на отдельные нормативные (т.е. обязатель­ные, в противном случае приводящие к искажениям в развитии) стадии существует в различных западных парадигмах, в частности, в психоаналитической, неофрейдистской, а также в теории когнитив­ного развития Ж. Пиаже, в трудах англо-американских ученых, изуча­ющих эту проблему, таких, как Д.-Б. Бромлей, Ш. Бюллер, Д. Векслер, Д. Левинсон.

Д.-Б. Бромлей является автором возрастной периодизаций, построенной на основе сравнительно-возрастных характеристик большого диапазона возрастов, в которой выделяются внутриутроб­ный период, детство, которое подразделяется на младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (19 месяцев — 5 лет) и раннее школьное детство (5—13 лет). Следующим периодом являет­ся юность — период полового созревания или ранняя юность (11— 15 лет) и поздняя юность (15-21 год). Самый длительный период - взрослость (21—65 лет) делится на раннюю взрослость (21—25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-55 лет) и предпенсионный возраст (55—65 лет). С 65 лет начинается старение. Старый возраст продолжается с 65 до 70 лет, затем следует дряхлость (Степанова Е.И., 2000).

Ш. Бюллер предложила концепцию пяти стадий взрослой жизни человека, основываясь только на рассмотрении профессиональной жиз­ни человека. Она выделяет следующие стадии: первая стадия (16—20 лет) предшествует профессиональному самоопределению; вторая стадия (16-20 - 25-30 лет) характеризуется поисками своего призвания и профессии; третья стадия — пора зрелости личности (охватывает период от 25 до 45—50 лет), ее основой является нахождение сферы применения своих сил, возможностей, в этот период происходит уточ­нение жизненных планов и их реализация, накопление жизненного опыта; четвертая стадия жизненного цикла наступает в возрасте от 45-50 до 65-70 лет, когда происходит завершение профессиональной деятельности; пятая стадия наступает после 65 лет и длится до завер­шения жизни, это период, в котором профессиональная деятельность сменяется общением (Степанова Е.И., 2000).

Наиболее известной и широко применяемой является периоди­зация Э. Эриксона, в которой выделяются не только этапы развития в период детства и юности (соответствующие оральной, анальной, фаллической и латентной стадиям по 3. Фрейду), но и три стадии взрослости, которым Э. Эриксон не дает специальных названий: ше­стая стадия (ранняя зрелость — 20—25 лет), когда совершается базовый выбор между близостью и изоляцией, седьмая (средняя взрослость — 25-64 года), как выбор между общечеловеческими ценностями и са­мопоглощенностью и восьмая (поздняя взрослость), как выбор между цельностью и безнадежностью. Таким образом, по Э. Эриксону, каж­дый этап развития личности представляет собой кризис (конфликт) как выбор между благоприятным и неблагоприятным направлениями в развитии, в отличие от представления о кризисе в отечественной психологии. Критический период — это отрезок времени, когда данная характеристика подвержена особо интенсивному развитию, если же она испытывает неблагоприятные воздействия, она оказывается особо уязвимой (Хьел Л., ЗиглерД., 1998).

Г. Крайг определяет кризис как «единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект» (Крайг Г., 2000). Такая трактовка кризиса делает данное понятие синонимом термина «сензитивный период». Таким образом, восемь стадий по Э. Эриксону - это восемь сензитивных, стабильных периодов, если рассматривать их с позиций Л.С. Вы­готского. Э. Эриксон не говорит о механизмах перехода от одной стадии к другой, но новое качество, возникающее в каждом периоде, является двухполюсным (антиподом другого разрешения конфлик­та) и поэтому оказывается внутренне конфликтным. Таким образом, концепция Э. Эриксона во многом перекликается с позициями оте­чественных психологов (историзм, социальная обусловленность раз­вития, стратификация онтогенеза) (Эриксон Э., 1999).

Согласно теории Э. Эриксона, хотя специфические, связанные с развитием конфликты становятся кризисными только в определенных точках жизненного цикла и приобретают более важное значение, по сравнению с другими в этот период, однако каждый из конфликтов присутствует в течение всей жизни человека. Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по 3. Фрейду и охватывает пер­вый год жизни человека. По тому, как за ребенком ухаживают в мла­денчестве, он узнает, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если его потребности удовлетворяются, к нему относятся с вниманием и за­ботой, обращаются с ним последовательно, у него складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. В противном случае, если мать некомпетентна, отвергает ребенка, или он перестает быть для нее главным центром внимания, напри­мер, при возобновлении карьеры или рождении следующего ребенка,

у него формируется установка, направленная на мир в целом, связан­ная со страхом, подозрительностью, опасением за свое благополучие. Если данный кризис не находит разрешения в течение первого или второго года жизни, то в соответствии с эпигенетическим принципом, предложенным Э. Эриксоном, дилемма «доверие—недоверие» будет проявляться снова и снова в каждой последующей стадии, хотя она и является специфической для периода младенчества (Крайг Г., 2000).

Вторым кризисным этапом развития личности ребенка является формирование автономии или стыда в период мышечно-анальной стадии, приходящейся на период от 2 до 3 лет. В этом возрасте, на­чиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. При благоприятном разрешении конфликта, когда ребенку удается делать что-то самостоятельно, он приобретает чувство уверенности в себе, у него развивается самоконтроль. В случае неблагоприятного исхода данного кризиса формируется неуверенность, сомнение в собственных силах. Важность данного периода для развития личности отмечается и всеми отечественными исследователями вслед за выделившим кризис трех лет Л.С. Выготским (Выготский Л.С., 1982).

Конфликт между инициативностью и виной — последний в до­школьном периоде развития ребенка — приходится на 4-5 лет (локомоторно-генитальная стадия). В этот период дети исследуют мир и начинают на него воздействовать. Если исследовательская деятель­ность в целом эффективна, ребенок научается взаимодействовать с окружающими предметами и людьми конструктивным способом, у него формируется инициативность как черта характера. Э. Эриксон указывает на связь степени инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии с экономической системой общества. Он утверждает, что потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем, его самодостаточность в контексте данной социально-эко­номической системы существенно зависят от его способности решить кризис этой фазы.

Четвертый психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет и соответствует латентному периоду в теории 3. Фрейда. В этот период ребенок усваивает культурные навыки, обучаясь в школе, развивается также логическое мышление, самодисциплина, способность взаимо­действовать со сверстниками, способность выполнять предписанные обществом правила. Благоприятными обстоятельствами является развитие чувства трудолюбия у ребенка, когда он начинает постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Если интерес подкрепляется и удовлетворяется учителями, родителями, сверстниками, то кризис «трудолюбие — чувство неполноценности» разрешается в сторону трудолюбия. При негативном оценивании ребенка, по сравнению с другими, частых неудачах у ребенка формируется пассивность, чувство неполноценности, причем чувство собственной компетентности в этом возрасте во многом зависит от успеваемости в школе и оценок учителя и сверстников, чему существуют подтверждения и в отечественных исследованиях этого возраста (Абрамова Г.С., 1998).

Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного, цикла Э. Эриксона, считается важнейшим периодом психосоциаль­ного развития личности. Еще не взрослый, но уже не ребенок, под­росток (12-20 лет) сталкивается с различными новыми социальными задачами, новыми ролями. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе представляет собой эгоидентичность, в случае неблагоприятного разрешения конфлик­та — ролевое смешение. Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о себе и интегри­ровать эти многочисленные образы в личную идентичность, которая представляет собой осознание прошлого, настоящего и будущего, которое логически следует из него. Согласно Э. Эриксону, основы для благополучного разрешения этого кризиса закладываются в детстве. Однако, кроме этого, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток себя идентифицирует. Неспособность молодых достичь личной идентич­ности приводит к состоянию, которое Э. Эриксон назвал кризисом идентичности - неспособность выбрать карьеру, продолжить образо­вание, сопровождаемые чувством собственной бесполезности, душев­ного разлада, бесцельности. Но даже благополучное разрешение этого кризиса не дает гарантии, что проблемы идентичности не появятся на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем (Абрамова Г.С., 1998). В отечественной традиции данный кризис также является объектом пристального внимания и изучения исследователей, которые определяют его как важнейший этап форми­рования личности, период первого серьезного выбора, влияющего на дальнейшую жизнь личности, — профессионального самоопределения (Абрамова Г.С., 1998), период выбора, усвоения и интеграции репер­туара ролей, имеющихся у подростка (Кон И.С., 1978).

Следующим и самым длительным этапом развития личности является взрослость, изучение которой заслуживает самого пристально­го внимания, по мнению Э. Эриксона.

В истории развития возрастной психологии характеристики взрослого человека выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А сама взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характеризовал взрослость, как «окаменелость», когда прекращается процесс развития. Э. Эббингауз выделял в развитии па­мяти три периода и определял возраст 25—50 лет, как не изменяемый в отношении данной функции. Выделяемые Ж. Пиаже основные стадии развития интеллекта относятся к дошкольному и школьному возрасту, где завершается, по его мнению, развитие операционного механизма мыслительной деятельности. Кроме того, психологические характе­ристики взрослого выступали в качестве эталонов и при выявлении инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии, данные о молодых людях использовались для определе­ния величины снижения функций или их сохранности в общем инво­люционном процессе.

Важнейшим вопросом психологического изучения взрослости является выделение периодов или этапов во взрослости. Традицион­но период взрослости определяют возрастом 20—25 — 60 лет, выделяя внутри этого периода несколько отдельных возрастных этапов. Напри­мер, ЕС. Абрамова рассматривает взрослость как последовательность следующих периодов: ранняя взрослость — 23-30 лет, переходный воз­раст — 30—35 лет и зрелость — 36—50 лет. Периодизация Всемирной ор­ганизации здравоохранения определяет взрослость в рамках 18-60 лет, выделяются ранняя взрослость (18 - 25-30 лет), средняя взрослость (30-45 лет) и поздняя взрослость (45-55 лет для женщин, 45-60 лет для мужчин) (Абрамова ГС., 1998).

Несколько другого подхода придерживается Г. Крайг, которая делит взрослость на три возрастных подпериода (или стадии): ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет) и поздняя взрослость (от 60 и далее), рассматривая таким образом взрослость как период, последующий за юностью, период дееспособности, включаю­щий в себя и расцвет, и инволюцию, который, однако, не имеет четких временных границ (Крайг Г., 2000).

Э. Эриксон также рассматривает данный период, как период еспособности, обозначая его подпериоды, как раннюю взрослость (20—25 лет), среднюю взрослость (25—64 года) и позднюю взрослость (от 65 и далее) (Эриксон Э., 1999). Он, рассматривая взрослость как период, имеющий свои особенности и задачи развития, выделяет три периода и, соответственно, три различных конфликта, три типа ошений со средой во взрослости. Если в ранней взрослости уста-овление доверительных и близких отношений с другим человеком яется фактором развития личности, как антипод изоляции, излишней поглощенности собой и состояния, характеризуемого социальным вакуумом, то период средней взрослости, охватывающий самый длительный отрезок времени в жизненном цикле индивида, является выбором между продуктивностью (как озабоченностью человека не только собственным благополучием, но и благополучием следующего поколения, а также состоянием общества, в котором будет жить и работать это поколение) и инертностью. Одной из характеристик данного возраста является забота, происходящая из чувства, что кто­-то или что-то имеет значение, как противоположность безразличию и апатии. Забота — это расширение взятых на себя обязательств за­ботиться о других людях, результатах и идеях, к которым человечество проявляет интерес. Согласно Э. Эриксону, такое явление, как «кризис среднего возраста», связано с утратой продуктивности, когда человек не заботится о других людях, потакает своим прихотям. Проявляется этот кризис в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Ито­гом жизни тогда является отчаяние - депрессия, ипохондрия, вызванные осознанием бессмысленности жизни и отсутствием времени на изменения. Продуктивность в средней взрослости помогает обрести  интеграцию, выражающуюся в способности осознать значение жизни перед лицом смерти (Эриксон Э., 1999).

Данная трактовка согласуется с точкой зрения К.Г. Юнга, который рассматривает период середины жизни как переход к своей противо­положности, рассматривая, например, экстраверсию, как бессознательную тенденцию интроверсии. Таким образом, все депрессии и проблемы данного возраста связаны со встречей со своим бессозна­тельным (Эриксон Э., 1999).

Л. Колберг предложил свою периодизацию этапов развития личности, выделив стадии личностного развития, приходящиеся в основном на период взрослости. По Л. Кольбергу, существует три стадии развития личности, причем индивидуум может остановиться; на каждой из них в своем развитии. Первая, названная предконвенциональной, стадия характеризует период, предшествующий усвоению индивидуумом норм и ценностей общества, характеризуемый поведением, свойственным маленьким детям и отдельным взрослым, когда ведущим процессом личностного развития является адаптация, реализуемая через психологические защиты. Вторая стадия — конвенцио­нальная — характеризуется усвоением социальных норм и ценностей культуры, ведущим процессом личностного развития здесь является социализация, осуществляемая посредством различных механизмов, например, идентификации. Третья стадия - постконвенциональ­ная - соответствует развитию автономной личности, когда индиви­дуализация является ведущим процессом развития, осуществляемым через интернализацию. Все эти стадии могут наблюдаться у взрослого человека (Поливанова К.Н., 2000).

Американский исследователь Д. Левинсон также рассматривает развитие личности как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных, концентрируя свое внимание на пе­риоде взрослости. В стабильном периоде развитие индивида характе­ризуется постепенным достижением цели, поскольку существенные задачи развития представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для инди­вида, а новые возможности — предметом поиска. К таким периодам относится возраст 18—20 лет, когда встает проблема достижения независимости от родителей, когда индивидуумы выстраивают соб­ственную структуру жизни, затем наступает стабильная фаза, на про­тяжении которой человек находит свое место в жизни. Около 30 лет возникает необходимость пересмотра жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возможно их изменение. При этом возможна дифференциация по половому признаку: мужчины пересматривают собственные карьерные установки и способы их реализации, а женщины делают окончательный выбор между семьей и карьерой.

Затем в 40—45 лет происходит еще одно переосмысление жиз­ненных ценностей (эти данные касаются мужчин), при этом обна­руживается, что «юношеские мечты так и не осуществились». Факт отрицательного эмоционального переживания этого возраста под­твержден в 80% случаев. Однако можно предположить, что широкое распространение идеи о кризисе среднего возраста провоцирует людей определять свои переживания именно таким образом.

Работы Д. Левинсона касаются взрослости, что делает вопрос о нормативности регулярной смены периодов и фаз еще более неоднозначным, чем это характерно для периодизаций детства. Существенным признаком перехода здесь является анализ субъектом тех характеристик его жизни, которые в стабильный период не были предметом анализа и отношения (Поливанова К.Н., 2000).       Исследования Д. Левинсона проводились на мужском континген­те испытуемых, что вызвало дальнейшие исследования, испытуемыми, в которых стали женщины. Обнаружилось, что у женщин, в отличие от мужчин, стадии жизненного цикла в большей степени детермини­рованы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цик­ла — брак, появление детей, оставление детьми родительской семьи. Обнаружились различия в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин: у мужчин они связаны с карьерой и профессией, у женщин мечты связаны с семьей и профессией, таким образом оказывают­ся расщепленными, это переживается как чувство раздвоенности. И переживание это не связано с конкретным возрастным периодом, а связано с конкретными обстоятельствами, такими, как, например, необходимость оставить работу ради детей.

Придерживаясь отечественной методологии, Г.С. Абрамова прихо­дит к аналогичному выводу, что данный период протекает по-разному у мужчин и женщин. Если женщина в это время передает ответствен­ность за жизнь своего ребенка самому ребенку, и у нее появляется вну­тренняя свобода, то для мужчины этот возраст — период нравственного кризиса. Он учится осознавать свой эмоциональный опыт, осваивает роль отца и приходит к необходимости жить правильно везде, строится новая нравственная концепция жизни и, кроме того, появляется новая потребность, характерная для этого возраста - потребность в учени­ке, у которого можно учиться, обучая его самого. Реализация данной потребности порождает чувство значимости, включенности в жизнь. Таким учеником может быть ребенок. Сложность переоценки жизнен­ных ценностей связана для мужчины с тем, что в сфере его интересов достаточно долгое время находятся чужие люди, карьера и работа. Смена оценок близких людей, налаживание отношений с взрослеющи­ми детьми, кроме того, переживание несоответствия психологического и физического возрастов, притязаний и планов юности и реальности, которая показывает насколько они осуществлены, составляют основные сложности данного возраста для мужчины (Абрамова Г.С., 1998).

Н.Я. Перн предложил рассматривать развитие личности через «узловые точки», не выделяя определенных этапов жизненного цикла. Согласно его концепции, первой такой «узловой точкой» жизни является возраст 6—7 лет, когда человек созревает как существо, узнавшее о своем существовании, обращенное на себя, свои функции и ощущения. На 12-13 лет приходится вторая «узловая точка», которая состоит в том, что человек осознает себя как часть окружающего мира, который он стремится освоить. В 18-19 лет человек созревает как член общества, развиваются его социально-этические идеи, связанные с другими людьми, закладываются душевные привязанности, понятие о долге. В 25-26 лет формируется мировоззрение, происходит созревание лич­ности, личность осознает себя как явление мира. В 32—33 года человек созревает как деятель, способный осуществить замыслы предыдущего периода. 37—38 лет — вторая вершина деятельности, «когда свежесть еще не потеряна, и уже достаточно высока зрелость» (Степанова Е.И., 2000). 43—44 года — критический «узел», когда деятельность продолжа­ется без заметного ущерба в силу приобретенного опыта. Вслед за этим может начаться спад активности, когда человек просто доживает вто­рою половину своей жизни, или начаться новое духовное зарождение. Около 50 лет возможен новый творческий подъем, фаза созревания и мудрости, которая уже не делится на стадии (Степанова Е.И., 2000).

Американский исследователь Г. Крайг вообще приходит к выводу о невозможности хронологического подхода к этапам развития личности во взрослости. Она рассматривает две модели возраста — мо­дель перехода и модель кризиса. Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются, и поэтому человек в состо­янии с ними справиться. Модель кризиса - противоположная. При кризисном течении жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность справиться с собственными проблема­ми, разводами, потерей работы, признаками надвигающейся старо­сти. То есть в данном подходе этапы развития четко не выделяются, кризис, таким образом, является не нормой развития, характерной для данного возрастного периода, а негативным вариантом развития (Крайг Г., 2000).

Таким образом, период взрослости рассматривается в западной психологии, как время, когда люди продолжают развиваться, сами отвечают за собственное развитие, критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями, для других этот процесс может быть болезненным, но так или иначе, независимо от модели, речь идет об особого рода рефлексии, взгляде на собственную жизнь, т.е. в какие-то периоды человек «делает», а в другие — осмысливает сделанное.

В новейших отечественных исследованиях данного возрастного периода ученые также в меньшей степени делят его на определенные возрастные этапы развития, акцентируя внимание на прохождении определенного кризиса как этапа развития личности. Например, в теоретическом исследовании В.И. Слободчикова (Поливанова К.Н., 2000) взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей, творчество в системе экзистенциальных ценностей. Вхождение в новую общность знаменуется кризисом рождения. Позитивное разрешение кризисов связано с тем, что в культуре всегда находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при всту­плении во вторую — кризис взрослости, как разрыв личного и обще­человеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит развитие, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия в общности и начинается развитие индивида внутри общности. В данных общностях строится в первой — мировоззрение, во второй — личность, как собственная позиция в культуре и истории. Существует несколько точек зрения относительно того, когда человека можно считать взрослым: первая из них — физиологическая; считается, что взрослость — период, когда человек достигает пика физического развития, что характеризуется такими параметрами, как сила, ловкость, а также способность к воспроизведению потомства; другая точка зрения — юридическая — рассматривает взрослость через призму выполнения социальных норм и правил, оперируя понятиями «норма», «патология», «здоровье»; третья точка зрения — психологи­ческая — представлена, по мнению Г.С. Абрамовой, теми важнейши­ми новообразованиями, которые вносят в жизнь взрослого человека создание собственной семьи и родительство, профессиональное ста­новление, самореализация. Таким образом, взрослость — это период реализации всех возможностей человека как индивида и как личности (Абрамова Г.С., 1998).

Проблемы возрастного перехода изучаются также в подходах, ис­следующих «жизненные задачи» (N. Cantor, J.F. Kihlstrom, S. Zirkel). Жизненные задачи — это сознательно принимаемые цели, которые ин­дивид ставит себе в определенные моменты жизни. Они представляют собой важные, аффективно переживаемые личностные интересы, которые определяют усилия личности по самореализации, определяют надежды и мечты индивида, связанные с его личной историей, и тем, как он смотрит на окружающий мир. Особенно интересны случаи, когда ситуация меняется и, по гипотезе, может трансформировать жизненные задачи. При изменении ситуации жизненные задачи осо­знаются индивидом с большей легкостью. Во время перехода люди склонны с большей осознанностью относиться к себе и своему месту в мире. Психолог Каспи указывает, что ситуация перехода открывает возможности и для успеха, и для провала, и для изменения, и для стабильности. Актуализация жизненных задач происходит непосред­ственно перед изменением жизненной ситуации, во время этого из­менения и после него. При этом некоторые жизненные задачи могут быть вневременными, а иные (например, достижение независимости) в большей степени связаны с определенным возрастом. Во время воз­растного перехода характерные для возраста в целом жизненные за­дачи переплетаются с индивидуальными, создавая структуры, опреде­ляющие поведение индивида в изменяющихся условиях.

П. Хейманс предлагает следующее определение задачи развития - это особый период, в течение которого индивид имеет возможность доказать окружающим людям, что он (она) действительно может вы­полнить некоторые действия или обладает некоторой способностью. Реализация этой способности предполагает целесообразное использо­вание его личных и общественных ресурсов, условий. Если окружаю­щие люди («жюри») убеждаются, что индивид имеет эту способность, ему предоставляется право действовать самостоятельно, как будто он действительно приобрел данную способность. Таким образом, задача развития — это механизм связи индивида и социального окружения. Задача может быть решена, если окружающая среда организована как сценарий развития, т.е. как последовательность развертывания задач во времени (Абрамова Г.С., 1998).

Каждый возраст, таким образом, имеет определенные общие для всех индивидов задачи и трудности их выполнения помимо индиви­дуальных.

Например, по мнению Д. Левинсона, чтобы стать взрослым, мужчина должен справиться с четырьмя задачами развития: 1) увязать мечты с реальностью; 2) найти наставника; 3) обеспечить себе карьеру; 4) наладить интимные отношения (Поливанова К.Н., 2000).

Хотя некоторые теоретики утверждают, что период взрослости разделяется на ряд хорошо различимых стадий развития, сам про­цесс развития в зрелом возрасте отличается от процессов развития в детстве, отрочестве и юности. Главная особенность развития во взрослости — минимальная его зависимость от хронологического воз­раста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека — его опытом, родом занятий, установками и т.д. Ход разви­тия во взрослости невозможно четко очертить какими-либо стадиями интеллектуальных или физических процессов, вместо этого он раз­мечен определяемыми культурой социальными ориентирами, а также ролями, которые входят в состав циклов семейной жизни и карьеры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...