Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие психологии в середине и во второй половине 20 века.




Разрушение целостного мировосприятия в эпоху позитивной науки породило новый, еще невиданный по своим масштабам, кризис духовной жизни в промышленно развитых странах мира. Начавшись в 19 веке в высших формах духовной жизни – науке и искусстве, в 20 веке этот кризис затронул уже широкие слои общества, став причиной утраты важнейших гуманистических принципов предшествующей эпохи.

Три десятилетия, разделяющие начало и окончание первой и второй мировых войн, буквально заполнены событиями, не мыслимыми в 19 веке. В начале применение отравляющих газов и бессмысленная гибель миллионов жизней в первой мировой войне; затем массовые жестокости гражданской войны в России; установление тоталитарных режимов в ряде европейских стран, и, наконец, вандализм и массовое истребление мирного населения в годы второй мировой войны. Причем следует заметить, что хотя инициатива в применении варварских способов ведения войны и ответственность за создание не бывалой в мировой практике системы уничтожения целых народов, безусловно, принадлежала одной из воюющих сторон – Германии, жестокости по отношению к мирному населению и бессмысленное уничтожение культурных ценностей практиковали все воюющие стороны. До сих пор немецкие города хранят следы грандиозных бомбардировок англо-американской авиации 1944 – 1945 годов. Жертвами этих бомбардировок стали не только всемирно известные дворцы, церкви и кварталы исторической городской застройки, но и сотни тысяч гражданского населения. В одном ряду с разрушением почти 90% немецких городов стоит и ядерная бомбардировка американской авиацией не имевших военной промышленности японских городов Хиросимы и Нагасаки.

Но более всего обнажало духовный кризис эпохи даже не убийство миллионов на расстоянии, с помощью новейшей техники – в этом, по крайней мере, виделся технический прогресс. Подлинным лицом тотального кризиса европейской культуры стало возрождение в Европе давно уже забытых, средневековых пыток. А.И. Солженицын, сам прошедший тюрьму и лагеря, с горьким юмором заметил, что если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через тридцать – сорок лет, ответили бы, что через сорок лет будет пыточное следствие и перечислили только некоторые из деталей применявшихся пыток - ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои сошли бы с ума. (Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг, гл. 3, 1991).

Все эти события, прямо или косвенно, не могли не отразиться на развитии психологии. Первым и наиболее чувствительным индикатором происходящих в обществе разительных перемен стал психоанализ. Сам основатель психоанализа, Фрейд, под влиянием итогов первой мировой войны, вынужден был дополнить свое представление о важнейших влечениях человека – влечением к смерти. Позже, уже в глубокой старости, в 1938 году, оказавшись в руках гестапо, он вынужден был дать подписку в том, что лично к нему пытки не применялись. Прибавив при этом, как говорит легенда, что он даже рекомендует гестапо, как универсальное средство от неврозов на любовной почве…

Эпоха тотальных общественных конфликтов сказалась и в творчестве ближайших коллег и учеников Фрейда. Один из его бывших сподвижников, Карл Юнг, развил свою оригинальную версию психоанализа, названую им «аналитической психологией». Теория Юнга уже в явном виде предусматривала зависимость человеческой психики от стереотипов общественного сознания. Основными отличиями этой теории от теории Фрейда было, во-первых, более широкое понимание энергии либидо, которая трактовалась Юнгом как жизненная энергия вообще, а не только как энергия сексуальная; и введение понятия коллективного бессознательного, во-вторых. Коллективное бессознательное - это, по Юнгу, наиболее глубокий уровень психической деятельности человека, вырастающий из врожденного опыта предшествующих поколений. Его основу составляют архетипы поведения, т.е. сложившиеся в том или ином этносе, а также у человечества в целом, типические эмоциональные и поведенческие реакции в типичных и наиболее значимых для человека жизненных ситуациях. В учении о коллективном бессознательном и его архетипах проявилось предчувствие нарастающего давления общества на личность и стремления манипулировать ее интересами.

Еще в более явном виде социальные факторы выступали в концепции другого знаменитого представителя психоанализа, Альфреда Адлера (1870-1937). Одним из стержневых моментов созданной им теории личности (получившей название индивидуальной психологии) стало понятие социальной мотивации, направленной на самоутверждение среди других личностей. Недостаточная реализация базового стремления к самоутверждению приводит к формированию «комплекса неполноценности», в той или иной мере свойственного всем людям.

Адлер считал, что истоки комплекса неполноценности коренятся в детстве. Во-первых, благодаря переживаемой ребенком физической неполноценности (поскольку практически каждый человек физически в чем-то отклоняется от идеала), а во-вторых, из-за чрезмерной опеки или, наоборот, отвержения со стороны родителей. В то же время, стремясь компенсировать свою неполноценность, человек вынужден развивать в себе творческие возможности, играющие положительную роль и для него самого и для всего общества. Индивидуальные особенности и сложившаяся система компенсации своей неполноценности формируют индивидуальный стиль жизни человека, который, как считал Адлер, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет, и в дальнейшем уже меняется незначительно.

Адлер называл ряд факторов, определяющих выбираемый человеком тип жизненного стиля. В их числе: уровень развития социального интереса ребенка, формируемого его окружением и, прежде всего, матерью; развитие творческих способностей и порядок рождения ребенка. (Адлер полагал, что неизбежная конкуренция с младшими детьми в борьбе за внимание взрослых приводит к тому, что старший ребенок осваивает стратегию выживания в одиночку; напротив, второй ребенок становится соперничающим и честолюбивым; у единственного ребенка возникают проблемы в отношениях со сверстниками и т.п.).

Вместе с тем, полагал Адлер, в некоторых случаях мы сталкиваемся с ситуацией гиперкомпенсации, в результате чрезвычайных усилий по компенсации врожденного физического недостатка или недостатка своего социального положения. В одних случаях это приводит к невротизации, в других, редчайших, дает миру выдающихся личностей.

В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.

Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...