Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК РЕЧИ
Среди всех целевых установок выделяются такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям; передача своего духовного "я" в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. Есть и специфические целевые установки, свойственные определенному кругу речей: сохранение социального статуса, выполнение условий финансового договора и др. По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы. Императив, составляющий основу авторитарной речи, — силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.). Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.). Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.). В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающихцелевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся: 1) провокация эмоции; 2) привлечение внимания; 3) распространение знаний; 4) создание намерений; 5) побуждение к действию; 6) формирование навыков. Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). Дело речей совещательных — склонять или отклонять. Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать. Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать. Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия — самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз. Основная цель ораторической речи — эффективность воздействия, основанная на необходимости "выиграть" речь. Главная же цель гомилетической речи — влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее. Жанрами ораторики являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика. Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ Один и тот же текст реально является результатом целой серии внутренних психологических целевых установок, а не одной какой-то цели. Людям дано умение поставить перед собой множество задач и одним действием (т.е. одновременно) все их решить, что является замечательной способностью человеческого интеллекта. Для примера лучше всего выбрать речь профессиональную. Любой педагог также является профессиональным оратором, поскольку его работа состоит в обращении с речью к своим ученикам. Остановимся подробнее именно на профессиональной речи преподавателя, которая больше других известна всем, кто когда-либо учился или учил. Резюмируя, следует сказать, что целевое пространство лекционной речи профессора университета представляет собой систему, в состав которой входят следующие элементы: 1) создание единомышленников; 2) пролонгация духовного бытия; 3) реализация воли к власти; 4) принесение добра: а) совершение желанного для других поступка, б) передача знаний, в) "мозговой штурм", г) помощь в учебном процессе; 5) действие в соответствии с трудовым (финансовым) договором; 6) сохранение высокого социального статуса; 7) завоевание авторитета; 8) интеллектуальный арбитраж; 9) уточнение мыслей; 10) получение удовольствия: а) повышение эмоционального тонуса, б) энергетическая подпитка. Виды коммуникации. Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой; межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов; групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); массовая коммуникация происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио). На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. Но при этом у получателя вовсе не одно ухо и не один мозг. И отправитель сообщения может быть так называемым коллегиальным автором: с одним человеком говорит вся фирма, партия, народ. Наконец, фирма может говорить с фирмой, партия с партией, народ с народом. Дополнительные разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная – между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации – фатическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |