Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контрольные работы и методические указания по их выполнению
В ходе изучения дисциплины студенты выполняют две письменных работы: описание случая и рефлексивное эссе. Описывается случай работы психолога и клиента в тройках с позиции наблюдателя. Описанный случай должен включать не менее 20 часов учебных сессий (аудиторной и самостоятельной работы). В описании необходимо проследить динамику отношений между психологом и клиентом. Для описания динамики отношений рекомендуется использовать биполярные смысловые континуумы: формальное – интимное, социальное – индивидуальное, осознанное – бессознательное, вершинное – глубинное, рациональное – эмоциональное и т.д. Конечным основанием выбора опорных конструктов для описания динамики являются методологические предпочтения студента. Описание должно включать примеры феноменов терапевтических отношений и их теоретическое осмысление. Примеры приводятся на основе протоколов учебных сессий в тройках. Рекомендуется использовать терминологию какой-либо одной конкретной модальности психотерапии (по выбору студента). Если выбор конкретной модальности затруднен, следует использовать терминологию одной из магистральных психотерапевтических парадигм (психодинамической, феноменолого-экзистенциальной, когнитивно-поведенческой). Рекомендуется начинать описание наблюдаемого случая на естественном, «житейском» языке, а затем истолковать его в рамках предпочитаемой студентом психотерапевтической теории. Объем текста описания случая: 2000-5000 слов (8-15 стр. А4). В работе необходимо указать теоретико-методологические основания (на какую концепцию психотерапии студент ориентируется в описании) и использованную литературу (в т.ч. электронные и медиа ресурсы). Рефлексивное эссе представляет собой письменное рассуждение на предмет своего клиентского опыта и опыта работы психологом в рамках изучения дисциплины. Рекомендуется обратить внимание на взаимосвязь тематики клиентских сессий и трудностей в психотерапевтической работе. Важно отразить собственное субъективное переживание полученного опыта, выразить его в письменной речи. Уместно использование метафор и других литературных тропов. Приветствуются примеры из художественных произведений (литература, музыка, кинематограф), иллюстрируюшие качественные характеристики собственных переживаний. Оба текста сдаются в электронном виде Имя файла: Фамилия И.О. студента_случай/эссе.расширение (txt/rtf/doc).
Методические указания студентам
Самостоятельная работа студентов предполагает чтение дополнительной литературы и поиск информации по темам дисциплины, выполнение письменных контрольных работ и психотерапевтический практикум в тройках клиент – психолог – наблюдатель со сменой ролей. После шестой лабораторной работы тройки остаются стабильными, переход из одной тройки в другую не рекомендуется. Самостоятельная работа контролируется по протоколам учебных сессий в тройке и сдаче контрольных работ. Протоколы сессий оформляются в свободной форме. В них необходимо фиксировать время сессии, запрос, речь психолога и клиента (включая паузы), наблюдаемые эмоциональные состояния. Рекомендуется использовать символы, условные обозначения (напр., «смайлики») и сокращения для ускорения ведения протокола. Приветствуется аудиозапись, но она может использоваться только, если все участники тройки согласны на это. При поиске информации по темам рекомендуется пользоваться сайтами профессиональных психотерапевтических сообществ и расположенным на них ссылкам. Встречи в тройках должны носить систематический характер, одна встреча должна включать минимум три учебных сессии с обсуждением и сменной ролей. Рекомендуется проводить одну учебную сессию в течении 15-25 мин. и отводить 5-10 мин. для обсуждения с наблюдателем хода сессии. Студенты самостоятельно подбирают упражнения для работы над темой в тройках на основе дополнительной литературы и других источников.
Методические указания преподавателю При проведении лабораторных занятий следует соблюдать общие принципы профессиональной этики психологического консультирования и терапии. Опирайтесь в работе на ту психотерапевтическую модальность, с которой лучше всего знакомы (имеете наибольшее количество часов подготовки). Обеспечивайте конфиденциальность психологического содержания личных запросов и проблем студентов, выявляемых в ходе освоения дисциплины. Поддерживайте психологическую безопасность и продуктивность психологической работы за счет стабильности учебного сеттинга, т.е. постоянство участников тройке и постоянство посещения занятий. Следите за сохранением учебного контекста занятий, не превращайте занятия в групповую психотерапию. Систематически проводите индивидуальную супервизию в группе с разными студентами. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература Основная: 1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект, Трикста, 2008. 464 с. Дополнительная 1. Абрамова Г.С. Практическая психология : учеб. для вузов. М.: Академический проект, 2002. 496 с. 2. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. М. : ПЕР СЭ, 2003. 143 с. 3. Трунов Д.Г. Основы психологического консультирования : метод. пособие. Пермь: 2009. 84 с. Рекомендуемая: 1. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. М.: Корвет, 2008. 320 с. 2. Ваилюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с. 3. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2001. 464 с. 4. Мей Р. Искусство психологического консультирования Институт общегуманитарных исследований, Астрель Пресс, 2008. 224 с. 5. Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. М.: Класс, 1999. 480 с. 6. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. 544 с. 7. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Психотерапия, 2007. 240 с. 8. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002. 352 с.
Справочная литература: 1. Коллектив авторов. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 - F99). (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М.: Минздрав России, 1998. 512 с. 2. Психоаналитические термины и понятия: словарь / под ред. Б.Э.Мура и Б.Д,Файна. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 304 с. 3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. 944 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 169. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |