Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторный практикум 1. Особенности сеттинга




ГОУВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей и клинической психологии

 

Вайнштейн С.В.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Практикум по психологической коррекции и психотерапии

 

 

Специальность: 030302 Клиническая психология

 

 

Согласовано:                                         Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление       Протокол №____

«____» _____________ 20__ г.           «___» ___________ 20__ г.

________________________                    Зав. кафедрой _________

 

 

Пермь 2011

 

 

Автор-составитель:

Вайнштейн Сергей Викторович

Старший преподаватель кафедры Общей и клинической психологии

 

Учебно-методический комплекс Практикум по психологической коррекции и психотерапии составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программой по специальности 030302 Клиническая психология   

Дисциплина входит в цикл «Основные дисциплины специальности» раздел «Обязательные практикумы по специальности» и является обязательной для изучения.

 

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

 

Декан                                                                                                                                   А.Ю. Внутских

Директор библиотеки                                                                                                         Н.В. Якшина

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Цели и задачи изучения дисциплины.. 2

2.Требования к уровню освоения дисциплины.. 2

3.Объем дисциплины.. 2

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 2

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 2

4. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 2

5. Контрольные работы и методические указания по их выполнению.. 2

6. Методические указания студентам. 2

7. Методические указания преподавателю.. 2

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 2

8.1. Литература. 2

8.2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 2

8.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 2

 



Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цели и задачи изучения дисциплины направлены на использование полученных знаний развитии навыков в решении конкретных проблем, возникающих в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности.

Стратегической целью является развитие профессиональной компетентности в психологической терапии.

Основные задачи изучения дисциплины:

1. Формирование навыков оказания психологической помощи в форме индивидуальной психокоррекции и психотерапии;

2. Развитие способности к психологической рефлексии опыта психокоррекции и психотерапии;

3. Тренировка психотерапевтического присутствия в типовых профессиональных ситуациях

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины студент должен быть:

1. Способен и готов к осуществлению базовых процедур оказания индивиду психологической помощи

2. Способен описать процедуру индивидуальной психологической консультации

3. Способен провести экспресс-диагностику психических состояний, возникающих в ходе консультационной сессии и сообщить о результатах клиенту в доступной форме

4. Способен описать динамику отношений между клиентом и психологом в течении нескольких сессий

5. Способен описать стандартные приемы реализации коррекционных, реабилитационных и психотерапевтических процедур

 

Объем дисциплины

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для учебных планов 2772 и 2376

 

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

   

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

9

 

 

Аудиторные занятия:

36

 

 

лекции

0

 

 

практические и семинарские занятия

0

 

 

лабораторные работы (лабораторный практикум)

36

 

 

Самостоятельная работа

54

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

90

 

 

Форма контроля

Зачет-9

 

 
             

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обученияочная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

       

Аудиторные занятия, в том числе

Само­стоятельная работа

 

 

        лекции Практич. занятия, семинары Лабор. работы

Раздел 1. Общая методология психологической коррекции и психотерапии

1. Особенности сеттинга 2     2  
2. Основные формы работы 2     2  
3. Этические принципы 4     2 2

Раздел 2. Конкретная методология психологической коррекции и психотерапии

4. Инструментальная компетентность 12     4 8
5. Диагностика: запрос и проблема 2     2  
6. Заключение контракта 2     2  
7. Формирование альянса 16     4 12
8. Психотерапевтическая рефлексия 10     2 8

Раздел 3. Клинико-психологическая феноменология

9. Работа с проблематикой аутического типа 10     4 6
10. Работа с зависимостями 10     4 6
11. Работа с травмой 10     4 6
12. Работа с проблематикой специфического типа 10     4 6
ИТОГО: 90     36 54

 

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Лабораторные занятия проводятся в помещении, позволяющим свободную круговую рассадку студентов и возможность оперативно сесть кругом в минигруппы по 3-5 человек. Столов должно быть минимальное количество. Студентам рекомендуется использовать планшеты для ведения протоколов и конспектов. Это важно для максимального приближения учебной ситуации к практике психологического консультирования и психотерапии.

При выполнении лабораторных работ проводятся:

- формулировка общей темы психологической работы;

- качественная оценка психических состояний;

- количественная самооценка психических состояний;

- изучение инструкций к упражнениям;

- тренировка техник психологической работы

- воспроизведение в контролируемой учебной ситуации феноменов психологической практики

- рефлексия опыта психологической практики

В ходе проведения работ студент ведет рабочие записи: выполняет письменные и рисуночные упражнения, протоколирует учебные сессии; следит за временем выполнения задания; вступает в специально организованные отношения с другими студентами.

Окончательные результаты оформляются в форме протокольных отчетов и рефлексивных эссе.

Конкретные инструкции к упражнениям и психотерапевтические эксперименты могут меняться для каждого занятия в зависимости от тематики индивидуальных запросов участников. Общий ход занятий структурирован целью, результатами и методическими рекомендациями по проведению занятия.

С целью интенсификации обучения, рекомендуется объединение изучения тем первых двух разделов в шести часовые модули, проводимые раз в неделю. Темы третьего раздела лучше изучать модулями по четыре часа.

Большая часть аудиторной и самостоятельной работы студентов проводится в тройках. Студенты внутри троек по очереди выступают по отношению друг к другу в роли клиента, психолога и наблюдателя. Каждая роль несет свои учебно-педагогические задачи.

Задачи роли клиента: предоставление материала для работы в роли психолога; частное (конфиденциальное) качественное (индивидуальное) психологическое исследование собственных личностных особенностей и детерминант стиля жизни.

Задачи роли психолога: тренировка навыков и развитие компетентности в области индивидуальной психокоррекции и психотерапии; выявление зон актуального и ближайшего профессионального развития как практического психолога.

Задачи роли наблюдателя: тренировка навыков психотерапевтической рефлексии и супервизии; контроль техники психологической безопасности.

 

Лабораторный практикум 1. Особенности сеттинга

Цель: формирование психологической безопасности в отношениях клиент-психолог-супервизор

Результаты: описание различий учебного, коррекционного и психотерапевтического сеттинга.

Методические указания: необходимо как можно более полно определить все контексты отношений, в которых находятся между собой участники занятий; упражнения строятся по типу групповых самопрезентаций, диалогов в парах и ролевых игр.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 127.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...