Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обучение в целостном педагогическом процессе, его сущность и структура
Цель:Студент должен - определять понятие обучение, раскрывать его сущность и характеризовать сущностные стороны процесса обучения; - раскрывать методологические и теоретические основы процесса обучения; - устанавливать связь обучения, воспитания, развития; - методологически обосновывать процесс обучения как систему на основе признаков системы. Основные понятия: обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования.. Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно раскрыть обучение как часть целостного педагогического процесса, его сущностные стороны и выявить закономерности; установить связь обучения, воспитания, развития; на основе признаков системы обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов. Вопросы для обсуждения 1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Дидактика как наука. Категориально-понятийный аппарат дидактики. 2. Методологические и теоретические основы процесса обучения. 3. Сущность целостного процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения. Их характеристика. 4. Теоретическое обоснование модели структуры процесса обучения Ю.К Бабанского и В.В.Краевского.
Практические задания и вопросы 1. Построить модель соотношения основных понятий дидактики. 2. Провести сравнительный анализ компонентов процесса обучения, обоснованных Ю.К.Бабанским и В.В.Краевским, указать отличия. 3. Какие методологические подходы к построению и оценке образования являются в современной дидактике и практике определяющими? Самостоятельная работа 1. Раскройте современные подходы к процессу обучения и сформулируйте основные правила их реализации. Отчет: микрореферат.
Литература 1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М.,2007. 2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001. 3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001. 4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002. 5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000.. 6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001. 7.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.
Семинарское занятие № 10 Характеристика обучения как дидактического процесса Цель:Студент должен - строить модель структуры процесса обучения, характеризовать каждый элемент процесса обучения, используя морфологический, структурный, функциональный, генетический анализ системного подхода; - раскрывать содержание каждого компонента, указав связи с другими; - характеризовать цели, способы целеполагания, методы и приемы обучения, формы и средства обучения, механизм и уровни усвоения; - конструировать содержание образования, используя различные подходы на основе целей образования. Основные понятия: обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования.. Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов; научить ставить цели в когнитивной, воспитательной и развивающей областях; рассмотреть методы и формы обучения, критерии их выбора, взаимосвязь, на основе предыдущего строить различные модели обучения. Охарактеризовать подходы к конструированию содержания образования, модели и технологии обучения.
Вопросы для обсуждения 1. Построение модели структуры процесса обучения. 2. Цель как системообразующий элемент процесса обучения. Виды целей. Таксономия целей. Целеполагание. 3. Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Педагогические теории отбора содержания образования. 4. Методы и формы обучения. 5. Модели и технологии обучения.
Практические задания и вопросы 1.Раскрыть противоречия процесса обучения. 2. Выявите каким должно быть в учебниках соотношение информационного и деятельностного компонентов образования. 3. Какие методы обучения применяются в креативном обучении? 4.Выявите сходство и различия традиционных методов обучения с нетрадиционными. Составьте таблицу. Каким методам вы отдаете предпочтение? 5. Какие методы обучения способствуют развитию учащихся?
Самостоятельная работа 1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения. Отчет: схема-таблица с методами и средствами обучения. 2. Предложите свою методику работы с учеником, книгой. Отчет: правила и приемы работы с книгой. 3. Выявите черты идеального учебника. Отчет: письменная работа. 4.Личностно-ориентированное обучение имеет свои технологии, сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно. Отчет: таблица сравнения технологий.
Литература 1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М.,2007. 2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М.,2001. 3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М.,2001. 4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,2002. 5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000.. 6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М.,2001. 7.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М.,2002.
Семинарское занятие №11 Образование как общественное явление: понятие, сущность, реализация Цель:Студент должен - определять понятие «образование», «образовательный процесс», называть его элементы, раскрывать сущность образования. - сравнивать различные трактовки образования с позиций разных методологических подходов; - определять образование как общественное явление, называть и раскрывать основные его характеристики и противоречия; - раскрывать современные концепции образования личности; - называть современную парадигму образования, его сущностные характеристики; - конструировать содержание образования на разных ступенях обучения. Основные понятия: образование, содержание образования, парадигма, концепция, программа, качество образования, диагностика.
Методические рекомендации: содержание вопросов позволяет уяснить – образование как общественное явление и процесс, его значение для человека, раскрыть современные концепции образования, современную его парадигму, сформировать умения конструировать содержание образование на разных ступенях обучения. Вопросы для обсуждения 1. Образование как общественное явление: определение, сущность. Противоречия современного образования. 2. Анализ трактовок феномена «образование». 3. Современные концепции образования личности. 4. Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. 5. Концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. 6. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ. 7. Качество образования и его диагностика.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |