Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы исследования                                      Характер исследования




Динамика престижности                              Социологический

образовательного учреждения

Влияние здоровья на успешность               Психологический

обучения младших школьников

Сравнительное изучение эффективности             Педагогический

разных образовательных технологий        Валеологический

Выявление одаренности детей-дошкольников     Комплексный

 

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

- формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

- готовность к саморазвитию как цель образования;

- использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

Самостоятельная работа

1.Подвергните критическому анализу следующие гипотезы, заимствованные нами из кандидатских и докторских диссертаций.

Тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьников» (1992г).

Формирование познавательных интересов школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если обучение студентов педагогического вуза методике формирования познавательного интереса будет рассматриваться как составная часть общей системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, для чего необходимо реализовать систему организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов школьников, а также обеспечить взаимосвязь и преемственность психологических, педагогических и методических дисциплин в плане подготовки будущих учителей к соответствующему аспекту профессионально-педагогической деятельности.

Тема: «Модель готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности» (1998г).

Уровень готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности можно повысить, если:

а) процесс целеполагания основан на объективной информации по педагогическому прогнозированию результатов управленческой деятельности руководителя;

б) реализация целеполагания осуществляется на основе теоретической модели, которая является базой формирования программы развития муниципальной системы образования;

в) критерии эффективности целеполагания реализуются на всех этапах процесса принятия и реализации управленческого решения.

Тема: «Пути и средства дифференциации обучения школьников» (1997г).

Процесс дифференциации обучения становится эффективным способом его оптимизации, обеспечивая развитие учебной деятельности школьников, если пути и средства дифференциации определяются системой следующих дидактических условий:

-диагностика уровня развития учебной деятельности школьника;

-проектирование учебного материала на основе системы развивающих учебных задач;

-диалогическая структура учебной деятельности;

-психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.

Тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии»

Если обучение школьников решению геометрических задач будет производиться поэтапно, с последовательным завершением отработки необходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических заданий и приемов работы, то у учащихся будут сформированы умения и навыки самостоятельного решения геометрических задач, что повысит в целом качество обучения геометрии.

Тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей» (2000г).

Управление процессом обучения одаренных учащихся старших классов будет эффективным при условиях, если:

-используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип;

-в школе есть возможность для творческой самореализации старшеклассников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспечена исследовательская среда;

-используется проблемно-модульная технология управления процессом обучения.

Отчет: письменная работа (свободный стиль изложения).

Литература

7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1986. - Гл. I.

8. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. - Гл. II, § 1 – 6.

9. Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С.384 – 386.

10. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3. 

11. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. - С.72 – 92.

12. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. - С.5 – 22.

Семинарское занятие №5

Целостный педагогический процесс: понятие, сущность и структура

Цель:Студент должен:

- определять понятие педагогический процесс как основной категории педагогики;

- выявить сущностные характеристики педагогического процесса;

- закономерно обосновывать структуру педагогического процесса, характеризовать его основные компоненты;

- раскрывать методологические подходы к построению педагогического процесса;

- выделять функции педагогического процесса и характеризовать составляющие элементы его процессов: обучение, воспитание, развитие;

- перечислять этапы педагогического процесса, выстраивая педагогическую деятельность согласно выделенным этапам;

- выявлять закономерности и называть соответствующие им принципы педагогического процесса.

 

Основные понятия: педагогический процесс, система, структура, цель, содержание, методы, формы, функция, компетенция, компетентность, закономерность педагогического процесса, закономерность и принцип педагогического процесса.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия педагогического процесса, ее структуры и основных его компонентов: цель, задачи, содержание, методы, формы, результат; представляется важным дать сущностную характеристику, выявить свойства педагогического процесса и представить его как систему

 

Вопросы для обсуждения

1. Педагогический процесс как основная категория педагогики: понятие, сущность, функции.

2. Педагогический процесс как система, его структура и характеристика основных его компонентов.

3. Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, компетентностный.

 

 

Практические задания и вопросы

1. Выявить сущность подходов к формированию целостного педагогического процесса в отечественной и зарубежной педагогике.В чем их сильные и слабые стороны?

2. Раскройте особенности педагогического процесса при личностно-отчужденном и личностно-ориентированном педагогическом процессе.

3.  Определите связи и постройте структуру педагогического процесса, используя подход Ю.К.Бабанского.

4. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных педагогических источниках.

 

Самостоятельная работа

1. Проанализировать структуру педагогического процесса, объяснить сущность и назначение каждого компонента.

Отчет: составленная логико-смысловая модель.

2. Охарактеризовать деятельность учителя и деятельность ученика в педагогическом процессе.

Отчет: составленная таблица.

Литература

1. Воронина Г.М. Педагогика.-Рос/Дон.,2002.-С.25-40.

2. Шамова Т.И. Индивидуальное управление образовательной системой.-М.,2002.-Гл.2.

3. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.

Семинарское занятие № 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...