Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация педагогического процесса




Цель:Студент должен:

- выделять функции педагогического процесса и характеризовать составляющие элементы его процессов: обучение, воспитание, развитие;

- перечислять этапы педагогического процесса, выстраивая педагогическую деятельность согласно выделенным этапам;

- выявлять закономерности и называть соответствующие им принципы педагогического процесса.

 

Основные понятия: педагогический процесс, система, структура, функция, закономерность педагогического процесса, закономерность и принцип педагогического процесса.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия педагогического процесса, ее структуры, составных частей: воспитания, обучения, развития; представляется важным дать сущностную характеристику, выявить свойства педагогического процесса и представить его как систему; а также выявить и раскрыть закономерности и принципы педагогического процесса.

 

Вопросы для обсуждения

 1.Теории целостного педагогического процесса.

2. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, возрастосообразность.

3. Функции педагогического процесса.

4. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.

 5. Деятельность и общение субъектов педагогического процесса.

 6. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.

 

Практические задания и вопросы

 

1.Составьте таблицу взаимосвязи закономерностей, принципов и правил реализации педагогического процесса.

2.Объясните, почему противоречие является движущей силой процесса?

 

Самостоятельная работа

1.Охарактеризовать основные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.

Отчет: миниреферат.

Литература

1. Воронина Г.М. Педагогика.-Рос/Дон.,2002.-С.25-40.

2. Шамова Т.И. Индивидуальное управление образовательной системой.-М.,2002.-Гл.2.

3. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1.

4. Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988.- Гл.4.

Семинарское занятие № 7

Воспитание в целостном педагогическом процессе

 

Цель:Студент должен:

- определять понятие воспитание в широком и узком педагогическом смысле и его сущность;

- характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;

- обосновывать педагогическое взаимодействие как основную характеристику воспитания;

- определять направления содержания и результат воспитания (воспитанность, воспитуемость);

- раскрывать факторы воспитания, теорию воспитания.

 

Основные понятия: воспитание, педагогическое взаимодействие, сущность воспитания, содержание воспитания, метод воспитания, личность, коллектив.

 

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия воспитания в широком и узком педагогическом смысле, его сущности и основных закономерностей. Дается характеристика педагогического взаимодействия и обосновывается его необходимость в воспитательном процессе; характеризуется теория воспитания и возможности ее реализации; рассматриваются критерии и показатели воспитанности и воспитуемости школьников, методы их диагностики.

 

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание как часть педагогического процесса: понятие, сущность и философское обоснование.

2. Взаимодействие педагогов и школьников как основная характеристика воспитания. Виды, формы взаимодействия.

3. Содержание и результат воспитания. Критерии и показатели воспитанности школьника. Педагогическая воспитанность и воспитуемость.

 

4. Теория воспитания.

5.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

 

Практические задания и вопросы

1. Проблема целей и задач в воспитании.

2. Социальная сущность и системный характер воспитания.

3. Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).

4. Работа с текстами:

а) Воспитание и социализация (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.260-261).

б) Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.262-264).

 

Самостоятельная работа

1. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание» взаимосвязаны между собой. Аргументировать это при помощи схемы.

Отчет: схема с пояснениями.

2. Выберите одну тему любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока.

Отчет: фрагмент конспекта урока.

3. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношения учителей, родителей, учеников к различным направлениям содержания воспитания.

Отчет: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.п.).

 

Литература

1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.

2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.

3. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.

 

 

Семинарское занятие № 8

Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе

Цель:Студент должен:

- рассматривать воспитание как явление, процесс, систему, деятельность;

- характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием;

- выявлять закономерные связи в воспитании, принципы и правила их реализации;

- раскрывать конкретные пути реализации основных закономерностей.

Основные понятия: воспитание, сущность воспитания, личность, коллектив, закономерность, принцип.

 

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию основных закономерностей, принципов воспитания; даются правила их реализации в воспитательной деятельности; раскрывается коллективный характер воспитания.

Вопросы для обсуждения

1.Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания, правила их реализации. Специфика проявления принципов воспитания в работе педагогов.

2.Проблемы взаимосвязи личности и коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива.

3. Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе.

Практические задания и вопросы

5. Проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования).

6. Работа с текстами:

а) Коллектив – среда обитания школьников (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.332-334);

б) О требовании в коллективе (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.334- 335);

Самостоятельная работа

1. Разработать правила поиска коллективного решения.

Отчет: текст с результатами обсждения.

Литература

4. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1.

5. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.

6. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.

 

Семинарское занятие № 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...