Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация педагогического процесса
Цель:Студент должен: - выделять функции педагогического процесса и характеризовать составляющие элементы его процессов: обучение, воспитание, развитие; - перечислять этапы педагогического процесса, выстраивая педагогическую деятельность согласно выделенным этапам; - выявлять закономерности и называть соответствующие им принципы педагогического процесса.
Основные понятия: педагогический процесс, система, структура, функция, закономерность педагогического процесса, закономерность и принцип педагогического процесса. Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия педагогического процесса, ее структуры, составных частей: воспитания, обучения, развития; представляется важным дать сущностную характеристику, выявить свойства педагогического процесса и представить его как систему; а также выявить и раскрыть закономерности и принципы педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения 1.Теории целостного педагогического процесса. 2. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность, возрастосообразность. 3. Функции педагогического процесса. 4. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. 5. Деятельность и общение субъектов педагогического процесса. 6. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.
Практические задания и вопросы
1.Составьте таблицу взаимосвязи закономерностей, принципов и правил реализации педагогического процесса. 2.Объясните, почему противоречие является движущей силой процесса?
Самостоятельная работа 1.Охарактеризовать основные пути обеспечения единства процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Отчет: миниреферат. Литература 1. Воронина Г.М. Педагогика.-Рос/Дон.,2002.-С.25-40. 2. Шамова Т.И. Индивидуальное управление образовательной системой.-М.,2002.-Гл.2. 3. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1. 4. Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988.- Гл.4. Семинарское занятие № 7 Воспитание в целостном педагогическом процессе
Цель:Студент должен: - определять понятие воспитание в широком и узком педагогическом смысле и его сущность; - характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием; - обосновывать педагогическое взаимодействие как основную характеристику воспитания; - определять направления содержания и результат воспитания (воспитанность, воспитуемость); - раскрывать факторы воспитания, теорию воспитания.
Основные понятия: воспитание, педагогическое взаимодействие, сущность воспитания, содержание воспитания, метод воспитания, личность, коллектив.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию понятия воспитания в широком и узком педагогическом смысле, его сущности и основных закономерностей. Дается характеристика педагогического взаимодействия и обосновывается его необходимость в воспитательном процессе; характеризуется теория воспитания и возможности ее реализации; рассматриваются критерии и показатели воспитанности и воспитуемости школьников, методы их диагностики.
Вопросы для обсуждения 1. Воспитание как часть педагогического процесса: понятие, сущность и философское обоснование. 2. Взаимодействие педагогов и школьников как основная характеристика воспитания. Виды, формы взаимодействия. 3. Содержание и результат воспитания. Критерии и показатели воспитанности школьника. Педагогическая воспитанность и воспитуемость.
4. Теория воспитания. 5.Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Практические задания и вопросы 1. Проблема целей и задач в воспитании. 2. Социальная сущность и системный характер воспитания. 3. Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования). 4. Работа с текстами: а) Воспитание и социализация (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.260-261). б) Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.262-264).
Самостоятельная работа 1. Проследите, как понятия «образование», «обучение», «развитие личности», «воспитание» взаимосвязаны между собой. Аргументировать это при помощи схемы. Отчет: схема с пояснениями. 2. Выберите одну тему любого школьного предмета (по вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока. Отчет: фрагмент конспекта урока. 3. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношения учителей, родителей, учеников к различным направлениям содержания воспитания. Отчет: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.п.).
Литература 1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1. 2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003. 3. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.
Семинарское занятие № 8 Реализация принципов воспитания в педагогическом процессе Цель:Студент должен: - рассматривать воспитание как явление, процесс, систему, деятельность; - характеризовать воспитание как часть педагогического процесса, взаимосвязь его с обучением и развитием; - выявлять закономерные связи в воспитании, принципы и правила их реализации; - раскрывать конкретные пути реализации основных закономерностей. Основные понятия: воспитание, сущность воспитания, личность, коллектив, закономерность, принцип.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию основных закономерностей, принципов воспитания; даются правила их реализации в воспитательной деятельности; раскрывается коллективный характер воспитания. Вопросы для обсуждения 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания, правила их реализации. Специфика проявления принципов воспитания в работе педагогов. 2.Проблемы взаимосвязи личности и коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива. 3. Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе. Практические задания и вопросы 5. Проявления принципов воспитания в работе учителя (с привлечением результатов собственного исследования). 6. Работа с текстами: а) Коллектив – среда обитания школьников (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.332-334); б) О требовании в коллективе (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.334- 335); Самостоятельная работа 1. Разработать правила поиска коллективного решения. Отчет: текст с результатами обсждения. Литература 4. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002.-Гл.1. 5. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003. 6. Педагогика /Под ред. А.С.Смирнова.-М.,1999.-С.360-416.
Семинарское занятие № 9 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |