Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практические задания и вопросыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Содержание семинаров по дисциплине «Теоретическая педагогика» Семинарское занятие №1 Педагогика как наука. Педагогическая наука и действительность Цель:Студент должен -определять понятие «педагогика»; - обосновывать объект, предмет педагогики; - выделять функции и задачи педагогики; - устанавливать связь педагогики с другими науками, изучающими человека; - воспроизводить этапы становления и развития педагогики как науки; - характеризовать основные свойства педагогической науки. Основные понятия:наука, объект науки, предмет науки, цель науки, педагогика, категория, понятие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Методические рекомендации:при изучении данной темы важно обосновать роль и значение педагогики как важной составной части системы гуманитарных знаний и наук о человеке; установить взаимосвязь педагогики с другими науками; раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики.
Вопросы для обсуждения 1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции. 2. Педагогическая наука и педагогическая деятельность. 3. Становление и развитие педагогики как науки. 4. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. 5. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
Практические задания и вопросы 1. Что такое педагогика: наука или искусство? 2. Что дает современному учителю педагогическая наука (с привлечением результатов собственного исследования)? 3. Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка). 4. Работа с текстами. а) Педагогика как область гуманитарного знания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.23-24). б) Система педагогических наук «Отрасли и функции педагогической науки» ( по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики. - М.,2003.- С.25-26).
Самостоятельная работа 1. Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы. Отчет: схема с пояснениями. 2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям. Отчет: соответствующая картотека. 3. Какие междисциплинарные понятия используются в педагогике? Какие связи можно по ним проследить? Отчет: текст миниреферата.
Литература 1. Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1. 2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4. 3. Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.
Семинарское занятие № 2 Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: его значение и обновление языка педагогики Цель:Студент должен - определять основные категории и понятия педагогики, использовать их в своей речи, объяснении и описании педагогических явлений; -объяснять роль и значение категорий педагогики в профессиональной деятельности. Методические рекомендации:раскрыть сущность основных педагогических понятий образование, обучение, воспитание, формирование, развитие личности, социализация; способствовать развитию умений использовать категориально-понятийный аппарат для описания и объяснения педагогических явлений; уяснить значение понятий для развития науки и практики. Основные понятия:категория, понятие, педагогическое взаимодействие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Вопросы для обсуждения 1.Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Система педагогических понятий. 2.Язык педагогической науки. 3.Образование и воспитание. Обучение и воспитание. Развитие и обучение. Развитие и воспитание. Самообразование.
Практические задания и вопросы 1.Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики. 2.Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)? Самостоятельная работа 1.Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы. Отчет: схема с пояснениями 2.На какие группы делятся все научные понятия. Отчет: составить таблицу. 3.Охарактеризовать главные категории педагогики. Отчет: миниреферат. Литература 1.Педагогика / Под ред. Л.И.Пидкасистого.–М.,2002,-Гл.1. 2.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики.-М.,2006.-Гл.2,4. 3.Краевский В.В. Общие основы педагогики.-М.,2001.-Гл.1.
Семинарское занятие № 3 Методология педагогики и деятельности Цель:Студент должен - определять понятия «методология педагогики»; - выделять уровни методологического знания, характеризовать каждый из них; - раскрывать методологические подходы к построению образовательного процесса;
Основные понятия:методология педагогики; методологическое знание; педагогическое исследование; метод исследования.
Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию сущности методологической науки и деятельности, рассмотрению методологических подходов к организации образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения 1. Методология педагогики: определение, сущность, функции. Уровни методологического знания, их характеристика. 2. Методологические подходы к построению образовательного процесса.
Практические задания и вопросы 1. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования: а) личностно ориентированная; б) социально ориентированная; в) личностно - социально ориентированная; г) социально - личностно ориентированная.
2. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?
3. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).
Самостоятельная работа 1.Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона? Отчет: анализ программ развития региона, района, образовательного учреждения. Литература 1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1986. - Гл. I. 2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001. - Гл. II, § 1 – 6. 3. Исследование //Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С.384 – 386. 4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - М.-Самара, 1994. – Гл. IV, § 3. 5. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов //Хрестоматия по теории и технологиям обучения /Сост. Н.С.Сытина. – Уфа, 2003. - С.72 – 92. 6. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. - С.5 – 22. Семинарское занятие №4 Педагогическое исследование. Методы педагогических исследований
Основные понятия:научное исследование, исследование в педагогике, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, актуальность исследования. Вопросы для обсуждения 1. Научное исследование: определение, сущность. 2. Педагогическое исследование. 3. Характеристика основных элементов исследования: а) цель исследования; б) актуальность исследования; в) объект и предмет исследования; г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная; д) задачи исследования; е) методы исследования. 4. Этапы психолого-педагогического исследования, их характеристика. Построение исследования в педагогике. 5. Место и роль методов в структуре научного исследования. 6. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования. 7. Критерии выбора теоретических и эмпирических методов в исследовании на различных его этапов. Практические задания и вопросы 1. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет: педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р.Штайнера) к особенностям российской действительности?
2. Определите преимущественный характер следующих исследований: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |