Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Финансовая деятельность таможенных органов РФ.




Финансовая деятельность таможенных органов РФ – это их плановая деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении фискальной и правоохранительной функций в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли.

Профессор Бакаева О.Ю. в финансовой деятельности таможенных органов выделяет два основных направления:

1) фискальное направление, содержание которого раскрывается в п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о таможенном регулировании: «таможенные органы… взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию». Аналогичного содержания подпункт 4 п. 1 ст. 6 ТК ТС.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами, в т.ч. о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ). При этом под налогами понимаются налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза[9].

Таможенные пошлины и таможенные сборы, а также НДС и акцизы, взимаемые при обороте товаров на территории РФ, зачисляются в федеральный бюджет – по нормативу 100 процентов[10].

В 2012 году ФТС России перечислила в федеральный бюджет 6579,25 млрд. руб. (на 733,55 млрд. больше, чем в 2011 году; контрольное задание выполнено на 100,3%). За десять лет с 2002 года по 2012 год объем платежей собираемости таможенными органами вырос на порядок, более чем в 11 раз (в 2002 году было собрано 588 млрд. руб.)[11].

За январь 2013 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляет 410,76 млрд. руб.[12].

Таким образом, фискальная деятельность таможенных органов направлена на пополнение доходной части федерального бюджета через взимание таможенных пошлин, таможенных сборов, НДС и акцизов при ввозе товаров на территорию Таможенного союза.

Кроме того, в состав денежных средств, поступающих в федеральный бюджет от таможенных органов, входят штрафы, пени, недоимки – результат применения финансово-правовых санкций, налагаемых за нарушения таможенных правил.

2) освоение бюджетного финансирования – ФТС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций[13]. Аналогичные функции осуществляют все нижестоящие таможенные органы.

Данное направление финансовой деятельности таможенных органов (распределение и использование денежных фондов) вторично по отношению к фискальной функции, но существенным образом влияет на нее. От достаточного финансирования таможенных органов, эффективного использования выделенных средств зависит результативность мобилизации таможенных фискальных доходов, их полное и своевременное перечисление в казну.

Например, в 2010 году на развитие и содержание таможенной системы было выделено 60,8 млрд. руб. бюджетных ассигнований, из которых 55 млрд. - на текущие расходы, 5,8 млрд. - инвестиционные[14].

Среди иных бюджетных учреждений и правоохранительных структур таможенные органы уникальны тем, что бюджетные средства, выделяемые для их содержания, должны быть в определенной степени заработаны (своеобразная «самоокупаемость»). Об уровне эффективности работы таможенных органов свидетельствует и тот факт, что на каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы, в бюджет государства возвращается более 75 руб., тогда как в начале становления таможенной системы чистый доход составлял 18 руб.[15].

В 2010 году каждый рубль, вложенный в развитие таможенной службы, дал отдачу в 72,1 руб. При затратах на содержание одного должностного лица 0,9 млн. руб. отдача от него федеральному бюджету составила гораздо больше - 64 млн. руб.[16].

В связи с образованием Таможенного союза изменились и рамки финансовой деятельности таможенных органов. Так, ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств–членов Таможенного союза (п. 1 ст. 116 Закона о таможенном регулировании). Аналогичный порядок действует и в отношении специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (п. 3 ст. 116 Закона о таможенном регулировании).

В результате сложных переговоров между правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан были установлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин для каждой страны в следующих размерах:

þ Республика Беларусь – 4,70%;

þ Республика Казахстан – 7,33%;

þ Российская Федерация – 87,97%[17].

Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин (в силу п. 6 ст. 84 ТК ТС) устанавливается международным договором государств - членов таможенного союза[18].

Напротив, доходы от экспортных пошлин не распределяются между членами Таможенного союза, происходит их зачисление в бюджет того государства, откуда произошли товары, вывозимые за пределы таможенной территории. Согласно п. 6 ст. 166 Закона о таможенном регулировании вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...