Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 3. Система таможенных органов Российской Федерации Вопросы: 1. Понятие и признаки таможенных органов РФ. 2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции. 3. Финансовая деятельность таможенных органов РФ. 4. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ. 5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. 6. Правовой статус территориальных таможенных органов. Вопрос 1. Понятие и признаки таможенных органов РФ. Таможенные органы – это федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющие правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности. Таможенные органы обладают отличительными признаками, позволяющими выделить их из числа иных органов исполнительной власти: 1) они непосредственно подчиняются Правительству РФ, которое на основании статьи 3 Закона о таможенном регулировании осуществляет общее руководство таможенным делом в РФ[1]; 2) они принадлежат к федеральным органам исполнительной власти. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению РФ. Поэтому все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета; 3) деятельность таможенных органов носит исполнительно-распорядительный характер. Будучи непосредственно подчинены Правительству РФ, таможенные органы выступают важнейшим звеном системы государственного управления таможенным делом. Таможенные органы осуществляют исполнительную деятельность, которая состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела, в реализации требований таможенного законодательства. Данные органы, применяя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, по взиманию таможенных платежей, таможенным операциям в отношении товаров, таможенному контролю и т. д. Распорядительная деятельность таможенных органов образует единое целое с их исполнительной деятельностью и выражается в принятии в пределах своей компетенции нормативных и других юридических актов по таможенному делу, действующих на всей подведомственной территории и обязательных для исполнения всеми нижестоящими таможенными органами, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами[2]. 4) таможенные органы являются органами специальной компетенции, т. е. они наделены полномочиями, предназначенными для реализации исключительно в сфере перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Осуществление таможенной деятельности – главная задача, которую таможенные органы исполняют на постоянной и систематической основе; 5) они наделены статусом правоохранительных органов. Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов раскрывается в ст. 7 ТК ТС; 6) таможенные органы имеют флаг и эмблему. Водные суда таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела их водных судов утверждаются Президентом РФ[3] (ст. 13 Закона о таможенном регулировании); 7) особое место, занимаемое таможенными органами в системе органов государственной власти. Таможенные органы в зависимости от выполняемых функций могут обладать различным статусом и быть участниками не только таможенных, но и иных отношений. Так, осуществляя таможенное дело, названные органы являются одновременно органами государственного таможенного контроля, обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы выступают в качестве агентов валютного контроля и обладают в этой области соответствующими полномочиями. Таможенные органы могут быть участниками гражданско-правовых отношений, поскольку они вправе оказывать услуги по хранению товаров на складах временного хранения (СВХ). 8) наличие единой организационной структуры, характерной для любого таможенного органа. Данная структура включает в себя следующие элементы: руководство, функциональные и отраслевые подразделения, а также вспомогательный аппарат. Вопрос 2. Принципы деятельности таможенных органов и их основные функции. Деятельность таможенных органов основана на определенных принципах, перечень которых закреплен в ст. 11 Закона о таможенном регулировании. Это: 1) законность; 2) равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод; 3) единство системы таможенных органов и централизованного руководства; 4) профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов; 5) ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления ВЭД, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле; 6) единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; 7) недопущение возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; 8) совершенствование таможенного контроля, применение современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования. Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных принципов. Единство системы таможенных органов и централизованное руководство обеспечивается едиными целями и задачами, единой функциональной и организационной общностью звеньев системы. Таможенным органам характерна строгая иерархичная подчиненность, жесткая субординация между звеньями ведомства по вертикали. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение своих функций на подведомственной территории. Профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов означает соответствие лиц, претендующих на должность сотрудника или служащего таможенного органа, законодательно установленным требованиям к уровню и виду образования, состоянию здоровья, профессиональному стажу, знаниям и навыкам. Условия поступления на службу в таможенные органы определены в ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012 г.)[4]. Ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов предполагает их действие в соответствии с нормами таможенного законодательства. Понятность требований таможенных органов означает исключение расплывчатых формулировок при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций. Требования должностных лиц таможенных органов должны быть предсказуемы и основаны на положениях ТК ТС и иных международных договоров, законодательных актов. ФТС России информирует и консультирует на безвозмездной основе участников ВЭД по вопросам таможенного дела[5]. Функции таможенных органов закреплены в ст. 12 Закона о таможенном регулировании. Они неразрывно сочетают права и обязанности, являясь, скорее, полномочиями рассматриваемых органов. В зависимости от направлений деятельности функции таможенных органов можно классифицировать на несколько групп. (1) Функции таможенных органов, способствующие международному сотрудничеству: v содействие развитию внешней торговли РФ, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота; v обеспечение соблюдения установленных международными договорами государств-членов ТС запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из страны; v обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. (2) Правоохранительные функции, согласно которым таможенные органы: v выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, проводят неотложные следственные действия по уголовным делам[6], осуществляют административное производство по делам о нарушениях таможенных правил[7]; v оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и госграницу РФ; v обеспечивают меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты, ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков. (3) Функции финансового характера, согласно которым таможенные органы: v взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимают меры по их принудительному взысканию; v осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, а также с ввозом (вывозом) товаров, в соответствии с международными договорами и валютным законодательством. (4) Информационно-консультативная функция таможенных органов включает: v разъяснения заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам ВЭД в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки; v информирование и консультирование государственных органов, организаций и граждан по вопросам таможенного дела; (5) К организационным функциям таможенных органов относятся: v проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ; v обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза. (6) Протекционистская функция таможенных органов включает: v обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (в пределах своей компетенции)[8]; v содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в РФ; v содействие развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защита с использованием средств таможенного регулирования интересов отечественных товаропроизводителей. (7) Научно-статистические функции таможенных органов: v ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; v проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области таможенного дела. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |