Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федеральная инспекция труда: система органов, принципы их действия, основные задачи и правовой статус государственных инспекторов труда.
Конвенция МОТ (Международной организации труда) № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекций труда. Согласно ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда (ФИТ) - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда по субъектам). В соответствии с Положением о федеральном надзоре ФИТ состоит из Федеральной службы по труду и занятости (РосТруд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) и осуществляет государственный надзор в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (т.е. работодатели). Руководство деятельностью ФИТ осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации (он же руководитель РосТруда), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководство структурными подразделениями РосТруда и его территориальных органов осуществляют государственные инспектора труда и их заместители. Принципы деятельности ФИТ (ст. 355 ТК РФ): 1) Конституционный принцип уважения и государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. ФИТ и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности. Деятельность ФИТ направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом. 2) принцип законности - ФИТ не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде; 3) принцип объективности - требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств; 4) принцип независимости - государственные инспекторы труда при исполнении своих прав обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой; они действуют независимо от государственных органов, должностных лиц; 5) принцип гласности - открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации; реализуя данный принцип, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность Основными задачами ФИТ являются (ст. 355 ТК, аналогичные задачи есть в Конвенции МОТ № 81): • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Основная форма государственного надзора, осуществляемого ФИТ, - проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в организациях с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний, составлением протоколов об административных правонарушениях (в пределах компетенции) и привлечением виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Основания для проверок - поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной практики и др. Правовой статус государственных инспекторов труда: 1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права (ст. 357 ТК) в пределах компетенции соответствующего органа ФИТ: в любое время суток беспрепятственно (при наличии удостоверения) посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве и т.д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |