Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.




Законодатель не дает разграничения понятий «надзор» и «контроль». Соответственно, спектр трактовок исследователей без четкой законодательной привязки варьируется от отождествления данных понятий до включения понятия надзора в понятие контроля в широком смысле или определения контроля в качестве первой стадии надзора.

Сущность надзора заключается в юридически значимой (правоприменительной) деятельности государственных органов по разрешению конкретных юридических дел. Его целью является пресечение нарушений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.

Сущность контроля заключается в выявлении управомоченными субъектами нарушений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. Иначе говоря, его целью является определение соответствия деятельности подконтрольных субъектов требованиям трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права.

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» (Лушников, Лушникова):

1)    надзор осуществляется только государственными органами, а контроль может осуществляться также иными управомоченными субъектами, например, профсоюзами;

2)    надзор носит публичный характер, связан с проверкой законности; а контроль также может осуществляться в рамках социально-партнерских отношений, в этом случае может контролироваться не только законность, но и целесообразность деятельности подконтрольных субъектов;

3)    в случае выявления нарушений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, надзорный орган имеет право выдавать поднадзорному лицу обязательное для исполнения предписание, а в случае его неисполнения обратиться в суд; в аналогичной ситуации контрольный орган имеет право требовать от подконтрольного лица устранения нарушений, а при неисполнении – обратиться в надзорный орган либо в суд;

4)    надзорный орган (за исключением Прокуратуры) вправе применять к нарушителю меры административной ответственности, контрольным органом это не свойственно

Выделяют следующие виды контроля (надзора) в зависимости от времени его проведения (Гасанов, Мышко):

1.предварительный: цель – предупредить нарушение законодательства, т.е. не допустить принятия незаконных решений;

2.последующий: цель – выявить допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работника;

3.текущий: может быть предварительным либо последующим.

Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ. Порядок организации и осуществления такого контроля (надзора) устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.

Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления такого контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований, определенных Президентом РФ или Правительством РФ, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

Муниципальный контроль - деятельность органов МСУ, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных МПА, ФЗ, законами субъектов РФ, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается МПА либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

С 01.08.2011 в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль (контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы МСУ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

К органам государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся следующие.

Федеральная инспекция труда – осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Прокуратура РФ, т.е. Ген.Прокурор и подчиненные ему прокуроры – осуществляет государственный надзор за точным и единообразным исполнение трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. Прокурорский надзор носит универсальный характер и охватывает все урегулированные правом общественные отношения, в том числе трудовые и производные от них общественные отношения.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 Закона о прокуратуре).

Формы прокурорского реагирования:

•     протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд; подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней, о результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

•     представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах – сообщено прокурору в письменной форме;

•     мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; постановление подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в течение 15 дней, о результатах сообщается прокурору в письменной форме;

•     предостережение о недопустимости нарушения закона направляется в письменной форме должностным лицам (в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях), а также руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам - при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти:

1) Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости").

2) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), образована в 2004 г., - государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок; за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности; горный, энергетический и строительный надзор.

3) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - государственный надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения НПА по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в т.ч. государственного контроля в подведомственных органам местного самоуправления организациях (ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...