Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральная инспекция труда (ФИТ)




Фис это единая, централизованная система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением Трудового законодательства и иных нормативно-правовые акты, содержащих нормы ТП у всех работодателей на всей территории РФ.

Данная инспекция образована в соответствии с ратифицированной РФ конвенции МОТ № 81 и протоколом к ней 1995 года. В соответствии с данной конвенцией Россия обязалась иметь Государственную Инспекцию Труда, которая должна обеспечивать соблюдение трудового законодательства и законодательства в области охраны труда на всех производственных объектах. Основной нормативной базой регулирования деятельности инспекции является глава 57 ТК РФ.

ФИТ входит в федеральную службу по труду и занятости в соответствии с постановлением правительства РФ №156 06.04.2004

От имени ФИТ ее деятельность осуществляют государственная инспекторы труда, которые вправе посещать любых работодателей, любых организационно-правовых форм и форм собственности в целях проведения проверки.

 К основным полномочиям ФИТ необходимо отнести:

· Расследование несчастных случаев на производстве;

· В случаях выявлений нарушений, инспекция вправе вносить представления об устранении выявленных нарушений.

· ФИТ вправе обращаться в суд с требованием о приостановлении деятельности организации, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников и окружающих;

· ФИТ вправе привлекать виновных лиц к административной ответственности, перечень составов административных правонарушений предусмотрен в главе 5 Кодекса об Административных правонарушениях, а также частично в главе 19. Ответственность в некоторых случаях носит односторонний характер, законодатель предусматривает ответственность за уклонение от участия в коллективных договорах исключительно для работодателя или его представителя, в то время как закон предусматривает обязанность для обеих сторон коллективно-переговорного процесса, вступить в коллективных договор.

· В статье 27.13 Кодекса об Административных Правонарушениях перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об административных правонарушений от имени ФИТ.

· Одной из основных проблем деятельности ФИС является то, что их предписания юридически обязательны для исполнения, не обладают статусом исполнительного документа. Такая ситуация приводит к тому, что ФИТ может обращаться в суд с требованием об обязательном исполнении вынесенном ею раннего предписания, что во многом снижает положительный эффект деятельности инспекции.

 

Помимо ФИТ существует еще ряд субъектов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах.

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Помимо государственных органов существует профсоюзный контроль и надзор, который осуществляет профсоюзная правовая и техическая инспекция труда. Предписания обязательны

Ст 370

 

 

Социальное партнерство в ТП (понятие, участники, содержание, порядок разработки и заключения, конкретные примеры)

Социальное партнерство

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей, а также органами государственной власти и местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно с ними связанными.

Социальное партнерство возникло фактически в конце 19 века и его элементы содержались уже в уставе о промышленности Российской империи 1906 года. В КЗоТе 1922 г. Предусматривалось, что в процессе коллективных переговоров на конкретных предприятиях возможно заключение коллективных договоров. Считается, что в течение 20 века практика социального партнерства носила формальный характер. Новый этап: указ Президента РФ от 15.11.1991 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В 2010 году РФ ратифицировала Конвенцию МОТ по защите представителей работников (№135). Наряду с этой конвенцией также есть еще 2 конвенции: «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», « О свободе ассоциации и защите права на организации»

Социальное партнерство появилось в ТК в виде отдельной главы (глава №3) лишь с принятием ТК РФ 2001 года. Законодатель рассматривает социальной партнерство как один из основных вариантов разрешения возможных конфликтов и споров в сфере труда. Законодатель выделяет 2 основные сферы социально-партнерской деятельности:

1) в организации на предприятии – сторонами выступает трудовой коллектив и работодатель, на более высоких уровнях (ст. 26 ТК РФ) субъектами социального партнерства выступают объединения работников или объединение работодателей. Отношения могут быть 2хсторонними и 3хсторонними. В последнем случае в них участвуют органы государственной власти и местного самоуправление. Такое правовое явление получило название принцип трипартизма социально-партнерской деятельности.

2) за пределами организации

Коллективные переговоры как одна из форм социального партнерства (понятие, субъекты, порядок ведения, сроки и результаты)

Коллективные переговоры - процедуры, направленные на достижение согласования взаимных интересов и получения результатов социально-партнерской деятельности в виде коллективных договор и соглашений.

- Конвенция МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам»
- Конвенция МОТ №98

- Рекомендация МОТ №163

 

Понятие коллективных переговоров понимается максимально широко и под переговорами понимаются все переговоры между работниками и работодателями, в то время как в ТК РФ коллективные переговоры направлены на заключение КД.

 

Ст 42 – порядок разработки… В свое время существовал закон о коллективных договорах и соглашениях 1992 г. Сейчас утратил силу, но в практике зачастую применяется процедура, которая использовалась в этом законе.

 

Особенности коллективно-договорного процесса:

1) ст 30 – на локальном уровне интересы работников может представить только первичная профсоюзная организация

2) ч.2 ст 30

3) ст 37, ст 47

4) возможность усовершенствовать с помощью законодателя формы защиты прав и интересов работника (ч.4 ст. 82, ч.3 ст. 8)

 

 


Нормативно-правовые соглашения (понятие, участники, содержание, порядок разработки и заключения, конкретные примеры)

Нормативные соглашения

В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулирования тесно с ними связанных экономических отношений, заключаемое соответствующим объединением профсоюзов им работодателей на различных уровнях.

Применительно к данному определению необходимо отметить следующее:

1) в ст. 45 ТК РФ законодатель не упоминает термин нормативное, это создает путаницу, т.к. в трудовом праве существует множество соглашений, как нормативных, так и индивидуальных.

2) по мнению законодателя, эти соглашения признаны урегулировать социально-трудовые отношения, какие это отношения и как они соотносятся с предметом трудового права, законодательно ответа нет.

3) сторонами нормативного соглашения выступают все работники и работодатели, от имени которых действует объединение и профсоюзов и работодателей.

4) нормативное соглашения заключаются на различных уровнях, территориальный, региональный и т.д.

На региональном уровне – нормативное соглашение между правительством РТ, профсоюзных организаций, а так же организации руководителей организации о МРОТ в РТ

На федеральном уровне заключено генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателями и правительством РФ на 2008-2010 гг.

2 июля 1998 года РФ ратифицировала конвенцию МОТ № 150 «о регулировании вопросов труда: роль, функции и организации» конвенция 1978 года. В соответствии с ней, каждый член, организации МОТ ратифицировавшее ее обязан проводить мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества нормативныо-трудовых переговоров, между представителями власти и наиболее представительными зов и объединениями профсоюзов и объединений работодателей. Из доклада руководителя Международного Бюро труда вытекает:

1) стороны вправе сами выбирать уровень ведения коллективных переговоров с целью заключения нормативных договоров и не существует никакой оптимальной структуры коллективных переговоров с этой целью.

2) согласно конвенции МОТ № 163, в странах, где коллективные переговоры проводятся на нескольких уровнях, стороны должны обеспечивать координацию между этими уровнями при разработке коллективных договоров нужно учитывать ранее учтенных отраслевых и местных коллективных переговоров.

3) странам рекомендовано не создавать никаких доводов относительно того, что тот или иной уровень лучше другого уровня.

Нормативное соглашение могут охватывать различные сектора экономики, отрасли, иметь различный географический охват.

Нормативное соглашение является специфическим источником ТП, которое позволяет конкретизировать соц. политику к конкретной отрасли, региону и т.д.

4) особенностью нормативных соглашений является то, что помимо заключения нормативного соглашения, законодатель создает еще один способ его действия, которым является присоединение к нормативному соглашению (ст. 48 ТК РФ)

Может заключаться на срок, не более 3х лет и так же как колл. Соглашение должно быть зарегистрирована в соответствующем органе по труду.

 

Этапы ведения переговоров

1. Принимается постановление профсоюзного комитета о необходимости заключения коллективного договора (внесения изменений и дополнений) и о начале переговоров (Примерный образец см. Приложение № 1)  
2. Направляется работодателю в письменной форме уведомление о начале переговоров по заключению коллективного договора (внесению изменений и дополнений) с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии (Примерный образец см. Приложение № 2)  
3. Работодателем в течение семи календарных дней со дня получения предложения о начале переговоров, направляется в адрес профсоюзного комитета ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий  
4. Создается постоянно действующая Комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и контролю выполнения коллективного договора. Утверждаются положение о Комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и организации контроля за выполнением коллективного договора и положение о Порядке ведения переговоров и заключения коллективного договора (Примерные образцы см. Приложения № № 3,4,5)  
5. Вырабатывается проект коллективного договора (изменений и дополнений)  
6. Проект коллективного договора (изменений и дополнений) направляется для обсуждения в подразделения. Одновременно профсоюзный комитет направляет проект коллективного договора (изменений и дополнений) на экспертизу в отраслевой республиканский комитет профсоюза  
7. Комиссия дорабатывает проект коллективного договора (изменений и дополнений) с учетом предложений, поступивших в ходе обсуждения в подразделениях и результатов экспертизы в отраслевом республиканском комитете профсоюза  
8. Согласованный проект коллективного договора (изменений и дополнений) утверждается общим собранием или конференцией работников  
9. Работодателем в семидневный срок коллективный договор направляется для предварительного согласования в вышестоящий профсоюзный орган, а затем в местный орган по труду для уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ, пункт 9.14. Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РБ на 2008-2010 г.г.)  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...