Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сходство и отличие общественных отношений, регулирующих ТП и другими отраслями российского права, регулирующих отношения по применению труда (гражданское и административное право)Стр 1 из 22Следующая ⇒
Виды ООТТ: 1) По трудоустройству и занятости, по времени возникновения предшествуют трудовым, по своей сути являются процедурными и означают прохождение конкурсного отбора, процедуру назначения на должность и т.д. (ст 16 ТК РФ) в них учувствуют 3 субъекта: гражданин, ищущий работу; потенциальный работодатель; государственный орган – «служба занятости»; 2) Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации – эти отношения могут развиваться параллельно с трудовыми, либо вытекать из них, основанием их возникновения являются индивидуальные соглашения сторон трудового договора, субъекты – работник и работодатель; 3) Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и нормативных соглашений; Законодатель впервые в ст. 23 ТК РФ дал легальное определение социального партнерства: система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей и органами местного самоуправлениями и органами власти, направленное на взаимного согласование интересов в процессе урегулирования трудовых отношений и непосредственно с ними связанными. В ст. 9 ТК РФ закреплен ограничитель, устанавливающий, что договорные условия труда, ухудшающие положения работников, по сравнению с узаконенными государством, не являются действительными. Социальное партнерство реализуется на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ);, наивысший федеральный. На федеральном уровне заключается соглашение между Общероссийском объединением работодателей и Общероссийским объединением профсоюзов и Правительством РФ. Самый низший уровень – конктретной организаций (локальный). Стороны заключают коллективный договор. Коллективные договоры: результаты социально-партнерской деятельности. Коллективный договор – соглашение между трудовым коллективом и работодателем на уровне организации. 4) Отношения по участию работников в управлении организации – такое право закреплено в ст. 52, а в ст. 53 ТК РФ установлены основные формы такого участия. Право работников на участие в управлении организации представляет собой элемент более широкого по содержанию права граждан на участие в управлении государством; 5) Отношения по привлечению работника к дисциплинарной ответственности – специальный вид юридической ответственности, которой работодатель привлекает работника за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих трудовых обязанностей, основанием может быть совершение дисциплинарного поступка (виновное неисполнение, в результате чего работодатель имеет право применить к своему работнику следующие меры: замечание, выговор, увольнение); 6) отношения по привлечению сторон трудового договора к материальной ответственности. Материальная ответственность – специальный вид юридической ответственности, наступающая за причинение материального ущерба одной стороной трудового договора другой стороне. В отличие от дисциплинарной ответственности, к материальной ответственности может быть привлечен как работник, так и работодатель. Для привлечения стороны трудового договора к материальной ответственности, необходимы 3 условия:, наличие противоправного действия или бездействия, вина, наличие прямой причинно-следственной связи. Основание – материальный ущерб 7) отношения по контролю и надзору за деятельностью работодателя в сфере труда – данные отношения возникают между работодателями и уполномоченными на то государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за деятельностью работодателя в сфере труда. Существует специальный государственный орган, который контролирует работодателей в сфере регулирования трудовых отношений – Государственная инспекция труда, помимо нее контрольно-надзорную деятельность осуществляет прокуратура в рамках общего надзора, а также специализированные государственные надзоры (Энергонадзор, государственный надзор за соблюдением безопасности работы в промышленности, Госатомнадзор и т.д.) Государственные инспекции труда вправе беспрепятственно посещать любых работодателей, привлекать их к административной ответственности и обращаться в суд с требованием о приостановлении деятельности организации в случае выявления серьезных правонарушений. 8) отношения по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ИТС). ИТС возникают между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства. ИТС рассматривают 2 субъекта: а) комиссия по трудовым спорам (КТС); б) суд, в соответствии с ФЗ № 147 от 28 июля 2008 года, все трудовые споры рассматривают суды общей юрисдикции. КТС может создаваться в организации из разного числа представителей работников и работодателей, что позволяет экономить время и является реализацией принципа производственной демократии (ст.ст. 380-381 ТК РФ). КТС рассматривают субъекты: · Примирительная комиссия · Посредник · Трудовой арбитраж КТС возникают между трудовым коллективом и работодателем по вопросам установления коллективных условий труда. Понятие КТС закреплено в ст. 398 ТК РФ. 9) отношения по медицинскому социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные отношения более подробно урегулированы ФЗ май 1998 года: «О страховании работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве». Эти отношения по своей правовой природе являются смешанными, т.к. с введением ФЗ от мая 1998 года они приобрели обеспечительный характер, поэтому являются предметом регулирования не только трудового права, но и права социального обеспечения. Ст 9, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 52, 53
Метод трудового права – совокупность правовых способов, с помощью которых законодатель регулирует ИТО и ООТТ. Методы правового регулирования напрямую зависят от предмета регулирования.
Трудовое право использует 2 универсальных метода: диспозитивный и императивный (иногда еще выделяется рекомендательный метод, но в нем отсутствует санкция).
В трудовом праве универсальные правовые методы получили свое воплощение в следующих специальных трудоправых методах: Метод централизованный (метод государственный установлений) – ст. 4 Трудового Кодекса РФ. Диспозитивный метод, в свою очередь, бывает 2х видов: а) индивидуально-договорный – позволяет сторонам договариваться по определенным вопросам в рамках и в порядке предусмотренным ТК РФ (предложение первое ч. 1 ст. 93 ТК РФ – по соглашению между работником и работодателем может быть установлен не полный раб день или не полный раб неделя; ч. 1 ст. 128 ТК РФ), стороны могут лишь оговаривать те индивидуальные условия труда, которые не противоречат действующему законодательству. Правовыми инструментами реализации индивидуально договорного метода являются индивидуальные договоры и соглашения. б) коллективно-договорный - позволяет трудовому коллективу и работодателю урегулировать ряд вопросов с помощью коллективного договора, примерный перечень таких вопросов закреплен в ст. 41 ТК РФ 3) локальный метод правового регулирования – реализуется с помощью локальных нормативных актов, которым присуще, как и другие нпа, свойства локальных норм права. Они создаются работодателем, а в некоторых случаях (ст. 8 ТК РФ), с учетом мнения профсоюзного органа. Локальные нормативные акты ограничены по сфере действия рамками конкретной организации. Типичные примеры: правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), график сменности, график отпусков, положение о премировании и др. при принятии локальных нормативных актов необходимо соблюдать принципы трудового законодательства, в частности не допускать дискриминация в сфере труда. 4) правоприменительный метод – реализуется с помощью приказов и распоряжений работодателя. Этот метод позволяет в случае, предусмотренном трудовым кодексом, создавать для работника права и обязанности без его согласия (ч. 2 ст. 722 ТК РФ), пример: наложение работодателем на работника дисциплинарного взыскания. 5) метод саморегулирования работником своих трудовых прав – позволяет в случае, предусмотренном трудовым кодексом, работнику создавать для себя права и обязанности без согласия работодателя с помощью актов саморегулирования (пример: предложение 2 части 1 ст. 80 ТК РФ и часть 2 ст. 128 ТК РФ).
- На стадии создания правовых норм о труде, заключатся в том, что нормы права о труде создаются не на одном, а на нескольких уровнях, представляющих сложный нормотворческий процесс (федеральный уровень, региональный, межотраслевой, отраслевой, территориальный и локальный). На федеральном уровне закрепляется минимальный уровень гарантий, на всех остальных уровнях, законодатель позволяет создавать нормы права с целью конкретизации и учета особенностей труда работников конкретной организации, отрасли и территории и т.п. - Реализуется на стадии изменения и прекращения трудовых отношений. По общему правилу, трудовые отношения может быть прекращены в одностороннем порядке в случаях предусмотренных законом, в отличие от других отраслей права. - Возникает на стадии рассмотрения споров о труде. Т.к. закон позволяет сторонам участвовать в создании правовых норм, следовательно он позволяет им и участвовать в разрешении трудовых споров, возникающих на основе применения этих норм. (КТС и примирительная комиссия создаются работниками и работодателями на паритетных началах). - Стороны в трудовом отношении обладают формальным юридическим равенством, которое проявляется возможности сторон заключать индивидуально трудовых соглашения, участвовать в установлении и изменении условий труда, участие в принятии локальных нормативных актов.
Система ТП – совокупность правовых норм, расположенных в определенной последовательности логики и иерархии. Система отрасли Трудового права включает в себя 3 части: · Общая; · Особенная; · Специальная; Общая часть включает себя основные понятия, принципы, правовое положение субъектов и т.д. Особенная часть посвящена правовому регулированию отдельных институтов Трудового права, например, институт трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда. Специальная часть посвящена правовому регулированию особенностей труда отдельных категорий работников (руководители организаций, несовершеннолетние, педагогические и др.) В свою очередь три части разделяются на институты, субинституты, подинституты и т.д. Помимо системы отрасли трудового права выделяют систему трудового законодательств а и учебной дисциплины. От системы трудового права следует отличать систему трудового законодательства. Систему трудового права и систему трудового законодательства различают по следующим основаниям: 1) система трудового права выступает в качестве содержания, система законодательства - в качестве внешней формы права; 2) первичным элементом системы права является норма права, первичным элементом системы законодательства - нормативный правовой акт; 3) система права имеет первичный характер, она является основой системы законодательства, система законодательства - вторична, производна от системы права. Следовательно, система трудового законодательства - это совокупность действующих законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому логично утверждать, что система трудового права проявляется в трудовом законодательстве, а трудовое законодательство выступает источником трудового права. Понятие - система трудового законодательства - употребляется в различных значениях. В одних случаях под ней понимают совокупность законов и иных нормативных правовых актов, в других - только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова. В частности, в ст. 1 ТК закреплено понятие трудового законодательства в широком смысле слова, а в ст. 5 ТК - в узком смысле слова. Трудовое законодательство делится на общее и специальное. Общее трудовое законодательство устанавливает основополагающие начала, общие принципы и обязательный для всех субъектов минимум трудовых прав, закрепленных в основном в ТК. Специальное трудовое законодательство построено с учетом специфики труда отдельных работников или условий его выполнения и устанавливает различия (дифференциацию) в правах и обязанностях субъектов трудового права. Дифференциация имеет определенные основания, к которым относятся субъективные особенности работников и объективные условия труда. Исходя из этого, в разделе XII ТК закреплены особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Система науки ТП – совокупность теоретических взглядов, суждений и выводов, касающихся проблем правового регулирования общественных отношений в сфере применения и организации труда. В системе науки трудового права выделяются Общая, Особенная и Специальная части. В Общей части науки трудового права дополнительно изучаются предмет, метод, система трудового права, соответствующие виды правоотношений. В Особенной части науки изучаются проблемы по отдельным институтам отрасли. В Специальной части науки изучаются зарубежное и международно-правовое регулирование труда. Наиболее широкой по своему содержанию является система науки, т.к. она, в том числе, включает правовое регулирование труда в зарубежных странах, международное трудовое право, практику применения трудовых норм, систему научных взглядов и т.д.
Сходство и отличие общественных отношений, регулирующих ТП и другими отраслями российского права, регулирующих отношения по применению труда (гражданское и административное право) Особенности и отличия регулирования трудовых отношений от смежных гражданских прав, административных правонарушений. В статье 15 ТК закрепляется определенные трудовые отношения (впервые). Данное определение содержит 3 основных классических признака трудовых отношений. Эти классические признаки выевил еще Л.С. Таль в своей биографии. · Имущественный признак (работник для получения зарплаты); · Личностный; · Организационный (работник должен подчиниться правилам внутреннего трудового распорядка) В последнее время появились нетипичные формы занятости, которые не укладывается в эти 3 классические признака. 31 мая 2006 года Международная Организация Труда приняла Рекомендацию «О трудовом правоотношении», в которых фактически был закреплен еще один признак, отсутствующий в ТК РФ – экономически зависимый труд. Это усугубляется тем, что в ч.4 ст.11 ТК законодатель фактически закрепил презумпцию гражданско-правовых отношений перед трудовыми, установило следующее правило: если судом будет установлено, что гражданско-правовым договором регулируются трудовые отношения, то к этим отношениям применяется трудовое законодательства. В связи с этим вышеуказанная рекомендация МОТ рекомендована государством закрепить презумпцию трудовых отношений перед гражданско-правовыми.
Ст 11
Механизмы правового регулирование ИТО и ООТТ – система правовых актов, регулирующих ИТО и общественные отношения непосредственно с ними связанные с целью их упорядочивания, развития и защиты. Механизм правового регулирования является частью социального регулирования, поскольку правовые регуляторы – это всего лишь один из элементов регулирования социальных отношений. Механизм включает в себя 2 основные системы правового регулирования: Нормативно-правовое регулирование Индивидуально-правовое регулирование Рекомендательные регуляторы часто оказывают решающее воздействие на регулируемые отношения. Классификация: 1. По форме их изложения: - устные - письменные (комментарии, научные пособия, монографии) 2. По видам субъектов, дающих рекомендации: - официальные лица - неофициальные лица 3. По содержанию: - не связанное с правовыми - связанные с правовыми 4. по видам правовой деятельности, на которую направлены рекомендации: - правотворческая деятельность - праворазъяснительные - правоприменительные - договорная 5. по видам рекомендации: - обзоры - обобщенная практики - индивидуальные судебные и иные акты - опубликованные ответы вышестоящих организаций нижестоящим
Нормативно-правовое регулирование - система нормативных правовых средств, включающих: 1. источники ТП или НПА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |