Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие вопросы клинической фармакологии




Кафедра общей и клинической фармакологии

 с курсом анестезиологии и реаниматологии

 

Е.И. Михайлова, О.Л. Палковский, Е.И. Топольцева, Т.В. Сатырова

 

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов

 

Гомель

2011

УДК 615.03(072)

ББК 52.81Я7

К 49

Рецензент:

кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедры внутренних болезней № 2 с курсом эндокринологии УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Э.Н. Платошкин

К 49 Клиническая фармакология в вопросах и ответах: учеб.-метод.  пособие для студентов лечебного и медико-диагностического факультетов / Е.И. Михайлова, О.Л. Палковский, Е.И. Топольцева, Т.В. Сатырова – Гомель: УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. – ___ c.

 

ISBN

Учебно-методическое пособие является элементом единого учебно-методического комплекса. Оно написано в помощь студентам лечебного и медико-диагностического  факультетов для получения знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности врача.

Учебно-методическое пособие содержит тесты по общим и частным вопросам клинической фармакологии (фармакодинамика, фармакокинетика, взаимодействие лекарственных средств, нежелательные эффекты, показания к назначению препаратов и их дозирование, противопоказания, особенности применения препаратов у детей и беременных женщин)

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» _______ 2011, протокол № _.

 

 

УДК 615.03(072)

ББК 52.81Я7

 

ISBN                                                                     Учреждение образования

                                                                              «Гомельский государственный

                                                                               медицинский университет», 2011

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая фармакология как отдельная область медицины существует уже более 40 лет и занимается изучением самых разных проблем лекарственной терапии, начиная с методологии клинических испытаний и метаболизма лекарственных средств (с начала 60-х г.г.) и заканчивая молекулярной фармакогенетикой и фармакоэкономикой (конец 90-х г.г.). Клиническая фармакология - это не только исследовательская дисциплина, но и клиническая специальность, задачей которой является забота о здоровье пациентов, основанная на рациональном использовании лекарственных препаратов. Клиническая фармакология ликвидирует разрыв между производителями лекарственных препаратов и клиницистами, так как охватывает фармакологические и клинические аспекты фармакотерапии. В последние годы клиническая фармакология получила новый импульс и активно развивается во многих странах, в том числе и в нашей стране. По этой причине во избежание дефицита клинических фармакологов в будущем необходимо активно готовить молодых специалистов уже сейчас.

Главной целью подготовки студентов по клинической фармакологии является умение правильно выбрать наиболее эффективное и безопасное лекарственное средство при данном заболевании у конкретного больного, а также способность указать доступные и достаточно информативные критерии оценки эффективности его применения и безопасности в этих условиях. Естественно, это возможно осуществить только после изучения параметров, входящих в понятие «клинико-фармакологическая характеристика лекарственного средства».

Изучение клинической фармакологии требует от преподавателя чтения лекций и проведения практических занятий, а от студента – кропотливой самостоятельной работы с осмысливанием не только общих клинических аспектов того или иного заболевания, но в равной степени и вопросов действия лекарственных веществ на организм человека, их преобразования и взаимодействия различных лекарственных веществ между собой.

Данные тестовые задания охватывают все разделы клинической фармакологии, что позволяет студентам за короткое время проверить собственные знания. Определение правильного ответа зависит от уровня знаний, умственных способностей и собранности студентов. Рассудительный и внимательный студент, обладающий достаточным уровнем знаний по данному предмету, с легкостью определит правильный ответ.

 Тестовые задания основаны на учебном плане, материалах учебной литературы и лекций. К каждому вопрос или заданию прилагается несколько вариантов ответа. Студент должен отметить один правильный ответ. Конечно, тот, кто хорошо ознакомился с учебным материалом по клинической фармакологии, старательно готовился к тестированию, всегда найдёт правильный ответ.

    Желаем Вам удачи!  

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………..3 стр.

Общие вопросы клинической фармакологии……………5 стр.

Антибактериальные, противовирусные,
противогрибковые средства………………………………..19 стр.

ЛС, влияющие на сердечно-сосудистую систему………..39 стр.

ЛС, влияющие на систему органов дыхания…………….52 стр.


ЛС, влияющие на обмен веществ,

Противовоспалительные средства,

ЛС, влияющие на систему крови………………….………58 стр.

ЛС, влияющие на функции периферической

и центральной нервной системы…………………………..79 стр.

ЛС, влияющие на функцию органов ЖКТ……………….103 стр.

Ответы на тестовые задания……………………………….108 стр.

Общие вопросы клинической фармакологии

     

1:Врач клинический фармаколог должен иметь высшее медицинское образование по специальности:

Варианты ответа:

а) стоматология или педиатрия

б) стоматология или фармацевтика

в) педиатрия или лечебное дело

г) фармацевтика или санитария и гигиена

д) верно все перечисленное

 

2:Величина биодоступности важна для определения:

Варианты ответа:

а) скорости выведения и пути введения ЛС

б) скорости выведения и кратности приёма

в) пути введения ЛС и величины нагрузочной дозы

г) нагрузочной дозы

д) величины эффективности препарата

 

3:Прием пищи увеличивает всасывание следующих ЛС:

Варианты ответа:

а) рокситромицин

б) эритромицин

в) ампициллин

г) клиндамицин

д) гризеофульвин

 

4:Прием пищи уменьшает всасывание следующих ЛС:

Варианты ответа:

а) рокситромицин и эритромицин

б) ампициллин и клиндамицин

в) гризеофульвин и клиндамицин

г) ампициллин и эритромицин

д) рокситромицин и клиндамицин

 

5: Для мониторинга использования материальных средств в отделении (стационаре) необходимо использовать следующий вид фармакоэкономического исследования:

Варианты ответа:

а) АВС – анализ

б) VEN – анализ

в) DDD – анализ

г) анализ минимизации затрат

д) анализ эффективности затрат

 

6: С целью разделения ЛС по степени важности при нозологических формах необходимо использовать следующий вид фармакоэкономического исследования:

Варианты ответа:

а) АВС – анализ

б) VEN – анализ

в) DDD – анализ

г) анализ минимизации затрат

д) анализ эффективности затрат

 

7: Для сравнения различных вариантов лечения одного заболевания рационально использовать следующий вид фармакоэкономического исследования:

Варианты ответа:

а) DDD – анализ

б) анализ выгодности затрат

в) анализ эффективности затрат

г) анализ стоимости болезни

д) все варианты верны

 

8: Укажите основные белки плазмы крови, связывающиеся с ЛС:

Варианты ответа:

а) альбумины

б) липопротеины

в) кислый альфа – гликопротеин

г) гамма – глобулины

д) все ответы верны

 

 

9: Укажите ЛС, не являющееся пролекарством:

Варианты ответа:

а) лизиноприл

б) озельтамивир

в) азатиоприн

г) эналаприл

д) периндоприл

 

10: Укажите изофермент цитохрома Р450, принимающий наибольшее участие в окислении ЛС:

Варианты ответа:

а) CYP3А4

б) CYP2С9

в) CYP2D6

г) CYP2С19

д) CYP2В6

 

11: Укажите наиболее прочный тип химических связей ЛС с рецептором:

Варианты ответа:

а) ковалентные

б) ванн–дер–ваальсовы

в) водородные

г) нет верного варианта

д) все варианты верны

 

12: Укажите, к какому типу побочных реакций относится идиосинкразия:

Варианты ответа:

а) А

б) В

в) С

г) D

д) Е

 

 

13: Укажите, к какому типу побочных реакций относится анафилактический шок:

Варианты ответа:

а) А

б) В

в) С

г) D

д) Е

 

14: Укажите, к какому типу побочных реакций относится печеночная недостаточность при передозировке парацетамола:

Варианты ответа:

а) А

б) В

в) С

г) D

д) Е

 

15: Укажите, к какому типу побочных реакций относится развившаяся лекарственная зависимость:

Варианты ответа:

а) А

б) В

в) С

г) D

д) Е

 

16: Развитие острого внутрисосудистого гемолиза при приеме сульфаниламидов – пример побочной реакции:

Варианты ответа:

а) тахифилаксии

б) псевдоаллергической реакции

в) идиосинкразии

г) аллергической реакции

д) массивного бактериолиза

 

17: Укажите ЛС, метаболизм которых усиливается при табакокурении:

Варианты ответа:

а) клозапин

б) галоперидол

в) диазепам

г) пропранолол

д) все варианты ответов верны

 

18: Отсутствие риска для плода при применении ЛС:

Варианты ответа:

а) категория А

б) категория В

в) категория С

г) категория D

д) категория Е

 

19: Риск для плода обнаружен в опытах на животных, но у людей не выявлен:

Варианты ответа:

а) категория А

б) категория В

в) категория С

г) категория D

д) категория Е

 

20: Укажите лекарственные растения, не рекомендуемые применять у беременных в связи с тератогенным эффектом:

Варианты ответа:

а) барбарис

б) можжевельник обыкновенный

в) ламинарию морскую

г) все ответы верны

д) нет верного варианта ответа

 

 

21: Укажите ЛС, которые можно применять при лактации (не экскретируются в молоко или не всасываются в ЖКТ ребенка):

Варианты ответа:

а) хлорамфеникол

б) доксициклин

в) левамизол

г) амоксициллин

д) все ответы верны

 

22: Укажите ЛС, которое не рекомендуется применять при лактации (побочные эффекты или нет достаточно информации):

Варианты ответа:

а) гепарин

б) феноксиметилпенициллин

в) ферроплекс

г) левомицетин

д) все ответы верны

 

 

23: Укажите ЛС, способное вызвать обострение порфирии:

Варианты ответа:

а) диклофенак

б) карбамазепин

в) метоклопрамид

г) все варианты ответов верны

д) нет верного варианта

 

24: Фаза I клинических исследований ЛС:

Варианты ответа:

а) тестирование на животных

б) испытания на здоровых добровольцах

в) ограниченная группа пациентов

г) крупномасштабные исследования на большой группе пациентов

д) пострегистрационные мультицентровые исследования

 

25: Оценка токсичности и потенциальной мутагенности проводится в следующую фазу исследований:

Варианты ответа:

а) тестирование на животных

б) испытания на здоровых добровольцах

в) ограниченная группа пациентов

г) крупномасштабные исследования на большой группе пациентов

д) пострегистрационные мультицентровые исследования

 

 

26: Какой цвет капсулы ЛС оказывает наиболее выраженный анальгетический плацебозависимый эффект:

Варианты ответа:

а) красный

б) желтый

в) синий

г) зеленый

д) не имеет значения

 

27: Биоэквивалентные исследования в Республике Беларусь должны проводиться для следующих групп ЛС и форм:

Варианты ответа:

а) растворов для внутривенного введения

б) ЛС в капсулах

в) водные растворы для местного применения

г) водные растворы в виде назальных спреев

д) все ответы верны

 

28: Биоэквивалентные исследования в Республике Беларусь не должны проводиться для следующих групп ЛС и форм:

Варианты ответа:

а) растворов для внутривенного введения

б) медицинские газы

в) водные растворы для местного применения

г) водные растворы в виде назальных спреев

д) все ответы верны

 

29: Генерик признается биоэквивалентным оригинальному ЛС при разнице концентрации в крови добровольцев не более:

Варианты ответа:

а) 20%

б) 10%

в) 15%

г) 30%

д) 5%

 

30: Укажите ЛС, эффективность которого снижается при табакокурении:

Варианты ответа:

а) алпразолам

б) диазепам

в) галоперидол

г) все варианты верны

д) нет верного варианта

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...