Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Ее задачи, структура, органы управления.
Для совершенствования системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС и в соответствие с Федеральным законом РФ от 21 февраля 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принято постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения с всероссийской службе медицины катастроф», в соответствии с которым Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), признана функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Основные задачи и полномочия ВСМК:
• быстрое реагирование на ЧС любого характера;
• мобилизация личного состава медицинской службы и материально-технических средств при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшему числу пострадавших путем оказания им всех видов медицинской помощи, своевременно и в полном объеме, а также их лечения и реабилитации;
• медицинская сортировка пострадавших при чрезвычайных ситуациях, подготовка их к медицинской эвакуации на последующие этапы медицинской эвакуации;
• ликвидация эпидемических очагов;
• создание резерва материальных запасов;
• сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера;
• прогнозирование, оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
• организация взаимодействия с экстренными оперативными службами при чрезвычайных ситуациях;
• организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий;
• информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС;
• обучение населения оказанию первой помощи, повышение квалификации медицинского персонала в области медицины катастроф.
Структура ВСМК:
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) функционально объединяет: а) службу медицины катастроф МЗ РФ; б) службу медицины катастроф Министерства обороны РФ; в) силы и средства МЧС России, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
Общее руководство Службой осуществляет Министерство здравоохранения РФ во главе с Министром здравоохранения России - В. Скворцовой. Органы управления ВСМК: а) на федеральном уровне: - координационный орган - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) Министерства здравоохранения Российской Федерации; - орган повседневного управления - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
б) на межрегиональном уровне: - функции координации деятельности ВСМК на территории федерального округа возложены на аппарат полномочного представителя Президента России в данном федеральном округе. - органы повседневного управления – межрегиональные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске. В Москве - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита";
в) на региональном уровне: - координационные органы – КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъектов РФ; - органы повседневного управления – территориальные центры медицины катастроф, подконтрольные органу управления здравоохранения региона. г) на муниципальном уровне: - координационный орган – КЧС и ОПБ органов местного самоуправления; - орган повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов местного самоуправления.
д) на объектовом уровне: -координационный орган – КЧС и ОПБ организации (там где они созданы) либо функции координации всех сил ликвидации последствий ЧС возлагается на руководителя данной организации (там, где комиссии не созданы); - орган повседневного управления - дежурно-диспетчерская служба (ДДС) организации. При недостатке сил и средств на объектовом и муниципальном для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов РФ.
Для соответствующих органов управления, сил и средств ВСМК может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
В режиме повышенной готовности ВСМК решает следующие задачи: - оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф; - усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью; - уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;
- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества; - уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также с органами управления министерств и ведомств, силы которых входят в состав службы ВСМК; - усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний на территории возможной ЧС; - разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий.
В режиме чрезвычайной ситуации: - оповещение личного состава формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации; - сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и доклад председателю КЧС и ОПБ, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС; - немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;
- организация взаимодействия с аварийно-спасательными формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из очагов поражения; - организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также по снабжению медицинским имуществом); - организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России); - организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала и участников ликвидации ЧС; - непрерывное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение учетных и отчетных документов.
|