Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИП ЦЕНТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ




 

Идея о том, что задачей воспитания является развитие челове­ка, зародившись в античности, получило свое воплощение в тру­дах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников.

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стра­тегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогаще­нии и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспита­тельные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обес­печения прав других личностей.

В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-куль­турных и социально-психологических. В соответствии с этими воз­растными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспи­тание в воспитательных организациях.

Необходимость решения естественно-культурных задач предпола­гает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, фор­мирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физиче­ской культурой);

сексуального (сообщение соответствующих знаний, формиро­вание и коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и фемининности и др.).

Необходимость решения социально-культурных задач предполага­ет планомерное создание условий для целенаправленного развития:

интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессив­ных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реали­зация возможностей в различных видах интеллектуальной дея­тельности);

социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способно­стей; формирование и коррекция умений и культуры социаль­ного поведения).

Необходимость решения социально-психологических задач пред­полагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих ас­пектов различны (в одних большие, в других ~ меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внут­ренних источников, а также факторов социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как вос­питателей, так и воспитуемых.

ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, за­родившись в древней Элладе, получила свое несколько специфиче­ское развитие в методах средневекового обучения, а затем в рабо­тах ряда педагогов новейшего времени.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности со­циального воспитания.

Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которо­го являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональны­ми, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также со­вместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми:

ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

ценностями, свойственными субъектам социального воспита­ния как представителям различных поколений и субкультур;

индивидуальными ценностями конкретных членов воспитатель­ной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обме­ном происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и харак­тер свойственных организации межличностных отношений, что оп­ределяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эф­фективными, способствуя позитивной социализации членов воспита­тельной организации, если:

воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фатического - только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного).

Диалогичность социального воспитания не предполагает равен­ства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено воз­растными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асим­метричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...