Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации). Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах -коллективах, а с другой - объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным). Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания. Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах. 2. Охарактеризуйте семейное воспитание. 3. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена? 4. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме. 5. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций. 6. В чем состоят особенности религиозного воспитания? 7. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации. 8. Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем лагере. 9. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите практику. 10. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей в этом микросоциуме. 11. Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое явление и различные варианты его создания. 12. Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания? Темы для углубленного изучения
1. Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов. 2. Религиозные организации в регионе как фактор социализации. 3. Особенности межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации. 4. Интеграция микрофакторов социализации как социально-педагогическая проблема. Литература для самостоятельной работы
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. 2. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986. 3. Комаров М. С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 204-234 4. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М„ 1996. - С. 24-28, 295-303. 5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 60-96. 6. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. - М., 1978. 7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых -СПб., 1999. 8. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 390-427, 460-493. 9. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии -М., 1969. - С. 79-84, 131-151.
ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА О понятии «опыт». Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок. Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой. Возможности воспитания в относительно целенаправленном приобретении человеком социального опыта довольно невелики. Они ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание, формы и стиль взаимодействия между ее членами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |