Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ




 

Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально кон­тролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах -коллективах, а с другой - объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации чело­века и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различно­го типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для по­зитивно направленных самопознания, самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различ­ных возрастных этапах.

2. Охарактеризуйте семейное воспитание.

3. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

4. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

5. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

6. В чем состоят особенности религиозного воспитания?

7. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

8. Покажите особенности социального воспитания в школе и летнем ла­гере.

9. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите прак­тику.

10. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий детей, подростков, юношей в этом микросоциуме.

11. Охарактеризуйте воспитательное пространство как педагогическое яв­ление и различные варианты его создания.

12. Какова современная трактовка принципа коллективности социального воспитания?

Темы для углубленного изучения

 

1. Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.

2. Религиозные организации в регионе как фактор социализации.

3. Особенности межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможно­сти их оптимизации.

4. Интеграция микрофакторов социализации как социально-педагоги­ческая проблема.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

2. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М., 1986.

3. Комаров М. С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 204-234

4. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск про­должается. - М„ 1996. - С. 24-28, 295-303.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 60-96.

6. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. - М., 1978.

7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых -СПб., 1999.

8. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 390-427, 460-493.

9. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии -М., 1969. - С. 79-84, 131-151.

 

ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

О понятии «опыт». Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобыт­ный синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний; знаний, умений, навыков; способов обще­ния, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и соци­альных установок.

Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой.

Возможности воспитания в относительно целенаправленном приобретении человеком социального опыта довольно невелики. Они ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная ор­ганизация: ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержа­ние, формы и стиль взаимодействия между ее членами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...