Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАКОВЫ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ?




Наблюдениеметод сбора первичной социальной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. В отличие от обыденного, научное наблюдение отличается тем, что оно имеет четко сформулированные цель и задачу, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе. По степени формализации различают неструктурированное и структурированное наблюдение. При неструктурированном наблюденииу наблюдателя нет детального плана действий, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. В данном случае важны формальные характеристики наблюдаемых – численность, характер связей между ними, исполняемые роли, иерархия группы, обстановка в которой они находятся и др. Такой вид исследования используется в классических социологических исследованиях на разведывательном этапе. При структурированном наблюдениисоциолог заранее разрабатывает программу, в которой определяются как объект, так и его элементы, наиболее значимые для наблюдения. Этот вид наблюдения не только описывает ситуацию, но и проверяет исследовательские гипотезы, теоретически и эмпирически интерпретируя полученные результаты. В зависимости от положения наблюдателя различают невключенное и включенное наблюдение. При невлюченном наблюдении исследователь осуществляет наблюдение со стороны и не вмешивается в события. Предметом интереса является состояние социально-психологического климата группы, в котором происходит событие. Включенное наблюдениепредполагает участие социолога в наблюдаемом событии, когда он становится участником группы. При этом он не скрывает своих исследовательских задач (например, он изучает производственные проблемы или нормы коллективного поведения в группе). Но есть наблюдение «скрытное», когда люди не догадываются о роли исследователя. Так, известная немецкая исследовательница-социолог Э. Ноэль еще с конца 50-х годов стала использовать этот вид наблюдения в маркетинговых исследованиях, когда социологи под видом покупателей общались с продавцами, записывая потом свои наблюдения и ответы продавцов на вопросы. Таким же способом изучаются люди, которые относятся к группамриска – бомжи, заключенные, гастарбайтеры, скинхеды и др.

Существуют также полевые наблюдения, которое проводятся в реальной, естественной обстановке и лабораторные наблюдения, когда обстановка, условия и ситуация программируются исследователями.

 

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ?

 

Документ- этоматериальный носитель социальной информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека, созданный с целью ее хранения и трансляции. Объектом социологического исследования выступает массив документальных источников. Этот метод, в отличие от опроса или наблюдения, определяется как вторичный, так как исследователь не имеет прямого контакта с той реальностью, которую изучает.

В зависимости от типа носителя выделяют документы:  письменные (рукописные, печатные, машинописные); иконографические (кино-, теле-, фото-, видеоматериалы, магнитофонные записи); фонетические. В зависимости от содержания – правовые, статистические, исторические, экономические и др.  Кроме того, документы могут быть классифицированы по их статусу – официальные (законы, постановления, материалы статистической отчетности, архивы и т.п.) и неофициальные (книги и статьи в периодической печати, отражающие мнение авторов; документы личного характера - письма, дневники, любительские видеосъемки и т.п.). По источнику информации  документы классифицируются на первичные и вторичные (представляющие обработку данных первичных источников). В зависимости от мотивации создания выделяют документы спровоцированные (сочинения школьников, отклики на какое-либо событие) и неспровоцированные (письма, дневники).

В социологической практике используют два способа анализа документальных источников – неформализованные (традиционные) и формализованные (контент-анализ). Неформализованный, традиционный метод анализа содержания документов строится на обычном понимании и восприятии текста. Как и всякое научное исследование, оно предполагает тщательное изучение содержания, смысла и логики текста, обоснованность и достоверность приводимых сведений. Изучая документы традиционным способом, исследователь часто опирается на жизненный опыт, знания по изучаемому предмету, на интуицию.

Формализованный метод или контент-анализ – это метод содержательного количественного анализа источников. Он возник в начале ХХ века как реакция на недостатки традиционных методов работы с документами. Контент-анализ используется при изучении массовых источников, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме. Этот метод необходим, во-первых, когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; во-вторых, при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, вследствие чего использование традиционного метода затруднено; в-третьих, при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью и др.

Процедура контент-анализа включает в себя выделение смысловых единиц анализа (категории анализа). В их качестве выступают отдельные понятия, названия, суждения или даже целые сюжеты и темы. Допустим, анализируется содержание местных газет на предмет освещения проблем высшего образования. Смысловыми единицами выступают в данном случае заголовки статей, словосочетания и термины, связанные с проблемой высшего образования. Далее, решается вопрос о единице счета – ею может быть не только частота упоминаний, но и такие величины, как число строк, посвященных проблеме, площадь газетной полосы, количество столбцов и колонок. Особую роль играет разработка бланка-кодификатора, в котором сводится воедино результаты подсчетов, составляется математическая или электронная программа для количественного анализа материала. В качестве примера этого метода можно сослаться на исследование, проведенного в период с 1987-1991г.г. На основе анализа писем рядовых читателей в период перестройки была прослежена динамика настроений россиян от чувства оптимизма к чувству разочарования, ощущения распада мира и страны, отчаяния.

II. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ.

КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...