Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ?




I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ?

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ  ОБЪЕКТОМ И ПРЕДМЕТОМ СОЦИОЛОГИИ?

Почему жизненный путь одних людей и даже народов так отличается от жизни других? Почему одни люди богатые, а другие бедные? Что заставляет народы воевать друг с другом? Что объединяет сообщества и почему они меняются со временем? До XIX века ответы на эти и множество других вопросов давались учеными чисто интуитивно, умозрительно. В середине XIX века появился научный метод для изучения общества, дающий ответы на основании и осмыслении фактов, накопленных систематическими исследованиями. Этот новый тип исследований породил новую дисциплину – социологию.

В повседневной жизни мы часто встречаемся с понятиями «социологическое исследование», «социологический опрос», «изучение общественного мнения». Многие думают, что содержание этих понятий и составляет предмет изучения социологии. Это верно только отчасти. Проведение социологических опросов или изучение общественного мнения составляют только одну из предметных областей социологии – эмпирическую или прикладную. Социология как наука гораздо более содержательна. Социология представляет собой целостную систему знания об обществе, его структурах и месте человека в них. Она изучает социальную деятельность людей их социальное поведение, институциональные формы их организации.

Термин «социология» (от латинского  «societas» - общество и греческого «logos» - учение), означающий «наука об обществе», впервые прозвучал в 1842 г. в работе «Курс позитивной социологии», принадлежащей основателю новой науки, французскому ученому О. Конту. Социология возникла как ответ на потребности формирующегося демократического общества, когда человек выдвинулся на принципиально новую позицию во взаимоотношениях с другими людьми и социальными институтами. Появление республиканской формы правления привело к новым органам власти, формирующимися на основе всеобщего избирательного права. Кроме того, бурное развитие промышленности к середине XIX века привело к созданию особо крупных сообществ со сложной внутренней социальной структурой. Появились новые социальные группы – промышленники, рабочие, инженеры, техники, менеджеры, специалисты в сфере науки и образования, обслуживания и др. Изменился образ жизни людей, произошло перераспределение власти и влияния. Новые социально-исторические процессы потребовали осмысления и понимания жизни обществ в изменившихся условиях, способности управления ими. По мнению О. Конта, социология должна была интегрировать все знания об обществе и дать им подлинно научную основу.

Для понимания специфики социологии и социологического подхода к изучению общества необходимо дать характеристику объекта и предмета социологии. Объектом изучения социологии принято считать общество как совокупность взаимодействующих индивидов, структурированных в различные сообщества и группы. Общество является также объектом изучения философии. Но философия, как подчеркивал еще О. Конт, изучает общество умозрительно, абстрактно, вне времени и пространства. Социология, это наука о современном обществе, поэтому она всегда конкретна, Кроме того, философия в отличие от социологии не проводит эмпирические исследования для познания социальной действительности, поэтому она не в состоянии раскрыть жизнь общества в ее многообразии.

  В качествепредметасоциологии большинство ученых рассматривают социальную деятельность, социальное поведение людей, структуры и ассоциации, в которые они входят. Так, М. Вебер считал, что «социология – наука, стремящаяся понять социальное действие». П.Сорокин рассматривал социологию, как «науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных». Российский ученый В. Ядов считает, что «социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов».

Как и любая наука, социология имеет свой категориальныйаппарат. Термин «социальное» (лат.- совместное, общественное) означает качественно новый тип связи людей, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной связи для обеспечения средств жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению, тем самым, порождая социальные связи. Социальные связи– это связи взаимодействия индивидов и их групп, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени (к примеру, отношения продавца и покупателя). Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что порождает, в свою очередь, социальные отношения. Социальные отношения –это отношения между группами и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе и имеющие соответственный статус и социальные роли.Нужно отметить, что это понятие сопряжено с отношениями неравенства в обществе (например, отношения между руководителем и подчиненным). Добиваясь поставленных целей, люди совершают множество совместных действий. Действие социальное, по определению М. Вебера, это, во-первых, сознательное, рационально осмысленное действие, а во-вторых, оно соотнесено с поведением других людей (например, подготовится к сессии и успешно сдать экзамены).                         В процессе взаимодействия, как люди, так и социальная среда оказывают систематическое воздействие на индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная социальная общность становится социальнойсистемой.Социальная системаэто сложно организованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, находящихся во взаимных связях и отношениях и взаимоотношениями. Часто употребляют такие понятия, как политическая система, экономическая система общества. Для того чтобы социальные структуры сохраняли стабильность и не распадались, людям приходится совершать множество совместных действий, подчиняться определенным правилам и нормам. Эти действия координируются социальными институтами. Институт социальный – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля (например, институт семьи, институт образования и др.).

В социологии часто употребляются также такие понятия, как социальный факт и социальный фактор. Социальный факт – это единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий; в научном смысле социальный факт – это событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Социальный фактор – это выделение из ряда переменных неких новых, укрупненных признаков, влияющих или способных повлиять на социальное событие.

 

КАКОВЫ УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ?

  Социология исследует общество на двух уровнях: макро - и микроуровне.

 Макросоциология ориентирована на изучение крупномасштабных социальных явлений: общество, государство, этносы, социальные институты, социальные общности и группы и изучает взаимосвязи между ними. Люди, вовлеченные в эти социальные структуры, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциология подчеркивает качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. В качестве примера макросоциологического подхода можно привести теории конфликта или постиндустриального общества.

Микросоциология изучает сферу непосредственного социального взаимодействия: межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, повседневную реальность, отдельные социальны проблемы. Примером этого направления может послужить различные теории малых групп.

Макросоциология изучает, как функционирует и развивается современное общество, а микросоциология, как живут в нем и влияют друг на друга люди, объединившиеся в различные группы и сообщества.

 Современная социологическая наука представляет собой достаточно разветвленную систему знаний разного уровня обобщения и включает в себя: а) общесоциологическую теорию; б) специальные (частные) социологические теории («теории среднего уровня»); в) эмпирические социологические исследования.

Общесоциологическая теорияявляется теорией наиболее высокого уровня обобщения в структуре социологического знания. Она изучает общие проблемы функционирования и развития общества, социальные процессы и явления. На основе общесоциологической теории изучаются:

- Сущность общественных отношений;

- Общественные отношения на уровне субъектов (социально-классовые, этнические, между обществом и личностью);

- Взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (экономика, политика, социальная и духовные сферы, право и др.)

Теории среднего уровня или специальные, частные теориизанимают промежуточное положение между общесоциологическим и эмпирическим направлениями. Они призваны изучать социальные процессы в отдельных социальных общностях и институтах. Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, права, политики, труда и т.д.); теории социальных общностей (социология молодежи, малых групп, организаций и т.п.) и теории специальных социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации и т.п.).Социологию среднего уровня именуют еще отраслевой.

Эмпирическая социология опирается на применение научных методов в социологических исследованиях и делает установки на выявление связей и отношений между теоретическими построениями и эмпирическими исследованиями (с помощью опросов, наблюдения, изучения общественного мнения и т.п.). В ней выделяют прикладное направление. Основная задача прикладной социологии – изучение общественного мнения и получение оперативной информации о процессах общественной жизни; организация социологических исследований, направленных на решение четко определенных практических задач и непосредственно связанных с выполнением функций социальной инженерии. Результаты социологических исследований предполагают преобразование социальной действительности, разработку путей и средств целенаправленного воздействия на те или иные социальные процессы.

 

 

КАКОВЫ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ?

 

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет.

Как общественная наука, социология выполняет теоретико-познавательную функцию. Она направлена на изучение социальной реальности и проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, на выяснение сущности и природы человеческого поведения в определенных общественных условиях.

Мировоззренческаяфункция связана с формированием социологического сознания. Она помогает изучать жизнь во всем многообразии, способствует умению видеть причинно-следственные связи между социальными явлениям и предметно-преобразующей деятельностью людей.

Прогностическая функция связана с выработкой научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В кризисные периоды развития общества социология имеет возможность рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия выхода из кризиса, а также предоставить альтернативные варианты будущих процессов.

 Прогностическая функция строится на базе диагностической.Ее целью является изучение состояния социальных институтов общества, недостатков и отклонений в их деятельности.

Практическая функция социологии связана с созданием социально-информационной базы для осуществления социальными институтами эффективной социальной политики, а также выработкой на основе теоретического и эмпирического анализа практических рекомендаций для оптимизации деятельности социальных структур.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...