Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ К.МАРКСА?




Карл Маркс (1818-1883) - немецкий социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учение К.Маркса - идея материа­листического понимания истории. С тонки зрения К Маркса, ре­шающим структурообразующим элементом всей системы общест­венных отношений выступают отношения, возникающие в процес­се производства, обмена и распределения материальных благ (производственные отношения). Их особенность состоит в том, что они складываются независимо от общественного сознания. Сово­купность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических от­ношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, филосо­фию, искусство), а также соответствующие им организации и учре­ждения (государство, партии, церковь и др.). Категории «базис» и «надстройка» раскрывают диалектическую взаимосвязь всех об­щественных явлений и отношений.

Базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Социально-классовая структура общества, государство и его орга­ны, политические партии и другие институты определяются в конечном счете отношениями собственности - главной стороной производственных отношений. Изменения в базисе постепенно влекут зa собой и изменения всех элементов надстройки. Вместе с тем, К.Маркс отмечал, что надстройка со своей стороны активно воздействует на базис. В любом классовом обществе базисные отношения закрепляются всей мощью, государства и других поли­тических организаций, а также господствующей идеологией.

Важным принципом материалистического учения об общест­ве является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в теории К.Маркса через учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация - важнейшая категория марксовой тео­рии, отражающая исторически определенную ступень развития че­ловеческого общества. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отноше­ниях. Последующие формации базируются на частной собственно­сти на средства производства, а отношения в них носят антагони­стический характер, "Подлинная" история человеческого общества должна наступить с утверждением коммунистической формации, основу общественных отношений которой будет составлять единая общественная собственность на основные средства производства. Для коммунистической формации характерно исчезновение клас­совых различий, существенных различий между городом и дерев­ней, умственным и физическим трудом, что приведет к осуществ­лению полного социального равенства. Высшему развитию произ­водства будет соответствовать способ распределения по потреб­ностям.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Соци­альная революция - это не только глубокое качественное преобра­зование общественных отношений, но и определенный способ та­кого преобразования - это быстрый, резкий, конфликтный и то­тальный сдвиг в социальных отношениях. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консерва­тивной системой производственных отношений, который проявля­ется в усилении социальных антагонизмов и обострении борьбы между господствующими и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти угнетенным классом. Используй инструменты власти, победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах обще­ственной жизни, формируя новую систему социально-экономических и духовных отношений.

Исследуя проблему классов и классовой борьбы, К. Маркс показал, что их существование связано лишь с определенными фазами развития производства, причем каждый тип организации общества имеет свою классовую структуру. Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появ­лением частной собственности. История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов. Классовая борьба является главной движущей силой общественного разви­тия, которая закономерно ведет к установлению диктатуры проле­тариата, цель которой - уничтожение всяких классов и создание бесклассового коммунистического общества. К. Маркс подчерки­вал, что всемирно-историческая миссия уничтожения классового общества принадлежит именно пролетариату, социально-экономическая природа которого несовместима с частной собст­венностью.

Творчество К. Маркса оказало огромное воздействие на са­мые разные стороны социологического знания. Учение К.Маркса о роли материальных условий и факторов в общественном развитии, разработка проблем классов и классовой борьбы, социальной ре­волюции и политической власти внесли существенный вклад в раз­витие таких наук, как экономическая социология, социология поли­тики, социология конфликта.

6.ЧТО ЗНАЧАЕТ АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ?

В конце XIX века антипозитивизм в социологии выразился в критике подхода к построению знания об обществе по модели ес­тественных наук. Критики позитивизма пришли к выводу, что пози­тивистские представления о науке и научности, методологии изу­чения не соответствуют природе общественных явлений. Если по­зитивизм подвергал изучению общество как нечто данное извне и потому независимое от исследователя, то сторонники антипозити­визма считали, что отчетливое различение субъекта и объекта по­знания справедливо лишь для науки о природе. В науках же об обществе субъект и объект познания один и тот же - обществен­ный человек. Следовательно, различать в социологическом позна­нии субъект и объект, стремясь к строгой объективности социаль­ного познания - это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению.

Антипозитивисты рационально обосновали, что на научный результат исследования влияют не только природа объекта, но и используемые методы, а также сам познающий субъект со своей культурой и знаниями. В противовес естественнонаучному «объяс­нению» культурно-исторической реальности был предложен под­ход, предполагающий «понимание» смыслов, которые вкладыва­лись в производимые действия социальным субъектом. Критика позитивизма строилась на необходимости разграничения природы и общества, поскольку последнее конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости раз­работки специфического метода познания в социальных науках, основанного на понимании, прямом постижении, поскольку естест­венным наукам свойственна методология непрямого, выводного знания, объяснения.

Метод, используемый в естественных науках, получил на­звание номотетического (от греч. nomo teteo - устанавливать законы). Он представляет собой способ познания, Цель которого -установление общего, имеющего форму закона явлений. Естество-испытатель, заинтересованный в открытии законов, стремится от констатации частного случая перейти к обнаружению общей связи. Важная особенность номотетического метода заключается в сво­бодном от ценностных суждений постижении действительности.

Важнейшим теоретико-методологическим источником анти­натуралистического поворота в социологии явилась аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях. Она ставит своей це­лью исследование высших смыслообразующих принципов целесо­образной деятельности, отправляясь от которых человек вообще приписывает тем или иным объектам практическую значимость для него, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом. Осмысленным каждый человеческий акт предстаёт лишь в качестве отнесённого к ценности. При этом необходимо разгра­ничивать понятия «оценочные суждения» и «отнесение к ценно­сти». Оценочные суждения личны, субъективны, тогда как акт «от­несение к ценности» превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение.

Именно на этом должен основываться метод, которым, по мнению антипозитивистов» следует пользоваться при исследова­нии социальных явлений. Он получил название идиографического (от греч. idios- особенный, своеобразный и grapho -пишу). Этот метод позволяет через «отношение к ценности постичь индивидуальное в его однократности, уникальности, неповторимости. Как и номотетический, идиографический метод является научным, носит рациональный характер, обеспечивает постижение индивидуаль­ного логическими средствами. В этой связи следует отметить, что отнесение к тем или иным ценностям служит инструментом отбора и организации материала исследования на основании того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследо­вания










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...