Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ К.МАРКСА?
Карл Маркс (1818-1883) - немецкий социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учение К.Маркса - идея материалистического понимания истории. С тонки зрения К Маркса, решающим структурообразующим элементом всей системы общественных отношений выступают отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ (производственные отношения). Их особенность состоит в том, что они складываются независимо от общественного сознания. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). Категории «базис» и «надстройка» раскрывают диалектическую взаимосвязь всех общественных явлений и отношений. Базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Социально-классовая структура общества, государство и его органы, политические партии и другие институты определяются в конечном счете отношениями собственности - главной стороной производственных отношений. Изменения в базисе постепенно влекут зa собой и изменения всех элементов надстройки. Вместе с тем, К.Маркс отмечал, что надстройка со своей стороны активно воздействует на базис. В любом классовом обществе базисные отношения закрепляются всей мощью, государства и других политических организаций, а также господствующей идеологией. Важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в теории К.Маркса через учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация - важнейшая категория марксовой теории, отражающая исторически определенную ступень развития человеческого общества. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Последующие формации базируются на частной собственности на средства производства, а отношения в них носят антагонистический характер, "Подлинная" история человеческого общества должна наступить с утверждением коммунистической формации, основу общественных отношений которой будет составлять единая общественная собственность на основные средства производства. Для коммунистической формации характерно исчезновение классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведет к осуществлению полного социального равенства. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция - это не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования - это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении борьбы между господствующими и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти угнетенным классом. Используй инструменты власти, победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни, формируя новую систему социально-экономических и духовных отношений. Исследуя проблему классов и классовой борьбы, К. Маркс показал, что их существование связано лишь с определенными фазами развития производства, причем каждый тип организации общества имеет свою классовую структуру. Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности. История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов. Классовая борьба является главной движущей силой общественного развития, которая закономерно ведет к установлению диктатуры пролетариата, цель которой - уничтожение всяких классов и создание бесклассового коммунистического общества. К. Маркс подчеркивал, что всемирно-историческая миссия уничтожения классового общества принадлежит именно пролетариату, социально-экономическая природа которого несовместима с частной собственностью. Творчество К. Маркса оказало огромное воздействие на самые разные стороны социологического знания. Учение К.Маркса о роли материальных условий и факторов в общественном развитии, разработка проблем классов и классовой борьбы, социальной революции и политической власти внесли существенный вклад в развитие таких наук, как экономическая социология, социология политики, социология конфликта. 6.ЧТО ЗНАЧАЕТ АНТИПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ? В конце XIX века антипозитивизм в социологии выразился в критике подхода к построению знания об обществе по модели естественных наук. Критики позитивизма пришли к выводу, что позитивистские представления о науке и научности, методологии изучения не соответствуют природе общественных явлений. Если позитивизм подвергал изучению общество как нечто данное извне и потому независимое от исследователя, то сторонники антипозитивизма считали, что отчетливое различение субъекта и объекта познания справедливо лишь для науки о природе. В науках же об обществе субъект и объект познания один и тот же - общественный человек. Следовательно, различать в социологическом познании субъект и объект, стремясь к строгой объективности социального познания - это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению. Антипозитивисты рационально обосновали, что на научный результат исследования влияют не только природа объекта, но и используемые методы, а также сам познающий субъект со своей культурой и знаниями. В противовес естественнонаучному «объяснению» культурно-исторической реальности был предложен подход, предполагающий «понимание» смыслов, которые вкладывались в производимые действия социальным субъектом. Критика позитивизма строилась на необходимости разграничения природы и общества, поскольку последнее конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости разработки специфического метода познания в социальных науках, основанного на понимании, прямом постижении, поскольку естественным наукам свойственна методология непрямого, выводного знания, объяснения. Метод, используемый в естественных науках, получил название номотетического (от греч. nomo teteo - устанавливать законы). Он представляет собой способ познания, Цель которого -установление общего, имеющего форму закона явлений. Естество-испытатель, заинтересованный в открытии законов, стремится от констатации частного случая перейти к обнаружению общей связи. Важная особенность номотетического метода заключается в свободном от ценностных суждений постижении действительности. Важнейшим теоретико-методологическим источником антинатуралистического поворота в социологии явилась аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях. Она ставит своей целью исследование высших смыслообразующих принципов целесообразной деятельности, отправляясь от которых человек вообще приписывает тем или иным объектам практическую значимость для него, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом. Осмысленным каждый человеческий акт предстаёт лишь в качестве отнесённого к ценности. При этом необходимо разграничивать понятия «оценочные суждения» и «отнесение к ценности». Оценочные суждения личны, субъективны, тогда как акт «отнесение к ценности» превращает индивидуальное впечатление в объективное общезначимое суждение. Именно на этом должен основываться метод, которым, по мнению антипозитивистов» следует пользоваться при исследовании социальных явлений. Он получил название идиографического (от греч. idios- особенный, своеобразный и grapho -пишу). Этот метод позволяет через «отношение к ценности постичь индивидуальное в его однократности, уникальности, неповторимости. Как и номотетический, идиографический метод является научным, носит рациональный характер, обеспечивает постижение индивидуального логическими средствами. В этой связи следует отметить, что отнесение к тем или иным ценностям служит инструментом отбора и организации материала исследования на основании того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |